Сибирские огни, 1967, № 6
рует» досконально, с наблюдательностью опытного социолога и проницательного психолога. Он добирается до самой серд цевины персонажей, и мы отчетливо видим, по каким внутренним причинам и каким образом социальные противоречия, имуще ственные отношения накладывают отпеча ток на их души. Одних цепкий собственни ческий быт кромсает, калечит нравственно, толкает на зверские преступления, а у дру гих уродливые гримасы стяжательства про буждают чувство гневного протеста, и они встают на путь борьбы со старым миром. Режиссеру надежно помогает художник. К. Лютынский «смакетировал» выразитель ные, лаконичные и неожиданные декора ции. Вспомните хотя бы «руперзанавес»— этот огромный, во все зеркало сцены, одно временно бутафорский и предельно досто верный дощатый забор (этакая «крепостная стена», оберегающая незыблемость кулац кого быта), на котором высвечивается сим волический циферблат часов с силуэтом мерно качающегося маятника. Вот он — ход времени, поступь истории — по секундам, годам, эпохам... Но эта монументальная изгородь не от делит от внешнего мира, от его властных вторжений «обитель» сельского хищника Петра Бородина (его с точным социальным акцентом играет артист В. Лиогвейзен), гак же, как не спасает она его сына Григория от крушения старого уклада, из-под гнету щей власти которого все-таки вырывается представитель третьего поколения «дина стии» Бородиных —юноша Петр. Итак, история жизни трех поколений Бородиных составляет сюжет романа А. Иванова и его инсценированного вари анта. Вполне закономерно, что, переделывая книгу в пьесу, автору и театру пришлось «усечь» значительную часть прозаического материала. В связи с такой «операцией» на первый план совершенно логично выдвину лась фигура Григория Бородина. Что и го ворить— она в центре зрительного внима ния, и, наверное, эго вполне справедливо. На наших глазах проходит вся жизнь этого человека. К его судьбе, по существу, тяго теют вер основные тематические и сюжет ные нити. И, тем не менее, образу Григория «тесно» даже в трех продолжительных и норой излишне перегруженных событиями актах. Получается так, что щедрый сюжет ста новится своего рода «тормозом», он затруд няет восприятие пьесы, ибо нам приходится почти беспрерывно сопоставлять и соизме рять только что увиденное, умозрительным путем разбираться в сплетении сценических обстоятельств. Нет неумолимой художе ственной стройности в композиции драмы. Она порой напоминает пестрый калейдо скоп разорванных во времени событий. В связи с этим на исполнителя главной роли Григория Бородина артиста А. Малы шева ложится дополнительная ответствен ность. Он обязан «сцементировать» биогра фию героя. Надо сказать, что исполнитель внимательно прослеживает различные фазы в движении образа. Григорий воспитан отцом согласно хищ ническим кулацким нравам. Подобно Боро- дину-старшему, он мучительно, исступленно ищет своего маленького, узко-эгоистичного, сытого счастья. Жизненный путь Григо рия— непрерывная цепь предательств, лжи и преступлений. Ради спасения своей шкуры он предает партизан, а затем убирает с до роги того, кому он их выдал; истязает же ну, ускоряет смерть родного отца. Всю жизнь Григорий мечтает о богатстве, рвет ся к нему, он мечется между огнем и по лымем, и нет ему удачи, и нет у него твер дой уверенности в будущем. Перед любой силой сникает малодушный Григорий, будь то сила чистого женского характера или сила злобного врага совет ской власти. Зато он вдоволь отыгрывается на тех, кто послабее: обязывает к сожи тельству солдагку-батрачку Анну Туманову, принуждает к насильственному замужеству нищенку Аниску и обращает ее в бессло весную рабу. «Оборотень», он умело, ловко изворачи вается, приспосабливаясь ко времени: и вот уже в его избе икона заменена... портре том Сталина. Бывший единоличник, он во время Отечественной войны пробрался на пост председателя колхоза и решительно, нагло развернулся во всю ширь своей дес потической кулацкой натуры, утверждая культ собственной персоны. В сценическом портрете, который рисует А. Малышев, все это прочерчено весьма от четливо. Ловким молодым парнем в рубахе навыпуск появляется Григорий в начале спектакля. Он пока робок, он еще только присматривается, примеривается, выжидает. Затем он выйдет на сцену ладным, крепко сбитым мужчиной, знающим, что ему нужно. Но раскусить существо Григория оказа лось не очень трудно: слишком плохо он маскировал свою нелюбовь к людям, слиш ком явно злоупотреблял властью. Сбылось пророчество товарища его юности Андрея Веселова, в свое время сказавшего ему; «У тебя вся сила в руках, как у рака в клешнях... А ударь тебя щелчком по лбу — ты и с копыт долой. Только в воздухе но гами брыкнешь». Правда, временами сквозь темные сто роны характера Григория вроде бы проби ваются ростки и человеческого. Но нет, нельзя верить в его внезапную ласковость к жене, бывшей нищенке Анисье, ожидаю щей рождения ребенка, в его заискивающие взгляды, в его душевное смягчение, когда клянется сыну в своей искренней любви. Добрых всходов не будет. В душе Григо рий останется по-прежнему жестоким эгоис том, деспотом, врагом всего живого. И вот, когда Григорий уже сполна полу чил то, к чему стремился, когда он упивает ся властью, в образе как бы исподволь воз никает тема душевной опустошенности. Эта опустошенность и в его вызывающей нагло 157
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2