Сибирские огни, 1967, № 6
чиста, прозрачна, целомудренна ее натура. Страстный монолог Софьи-Агароновой в решающей сцене с Капитоном — не только мольба, не только боль страдающего и любящего материнского сердца. Он воспри нимается как утверждение непреложных принципов гуманистической морали, как не примиримая и вдохновенная борьба за них. В финале спектакля Кичигин-старший остается в полной моральной изоляции. А Софья Ивановна, может быть, как ни когда чувствует рядом плечи своих дру- зей-детей, детей не только по крови, по и по духу. Христианская заповедь, опираю щаяся на кровные связи, о которых тол кует Капитон Егорович, перечеркивается более высоким, более человечным принци пом единения людей, основанным на духов ном родстве, на единстве взглядов и точек зрения. Победе этого антибиблейского тезиса по могает муж Софьи Ивановны (заслужен ный артист РСФСР А. Беляев). Он бли зок детям не только потому, что еще мо лод духом, но прежде всего потому, что и у него такое же «умное сердце», как у жены Он понимает детей, их настроения, даже их «вывихи». И счастье свое он на ходит не «в покое», не в отдельной квар тире,- изолированной от шумов и неудобств, а в вечном движении, в чутком понимании наступательных ритмов века. И дети смело шагают в новый век. Это прежде всего старший сын Максим — уче ный-атомник. Артист К. Захаров умно и верно играет эту роль. Он очень похож на свою «мачеху», нет, на свою мать, самого родного и близкого человека, которому можно поведать то, что тщательно пря чешь от других. Волевая, собранная натура Максима-За харова категорически нетерпима к многооб разным проявлениям шкурнической, потре бительской психологии, сдобренной лице мерными разглагольствованиями о «любви к ближнему». В рисунке роли, предлагаемом исполни телем, меньше всего схематично понятых черт положительного героя: привычной рес пектабельности, «неуязвимости» и стандарт ной «монолитности». Да. он напористый, целеустремленный, принципиальный, но вме сте е тем он личность многоплановая, слож ная (хотя отнюдь не нарочито усложнен ная), он человек со своей неразрешимой мучительной внутренней драмой, опреде ляющей всю линию его сценического пове дения Поэтому столь закономерны в порт рете, нарисованном К. Захаровым, черты замкнутости, особой внутренней сосредото ченности, в которой явственно слышится мо тив героического самопожертвования. Характерно, что «до дна» раскрывается Максим лишь перед матерью. Сцена их объяснения поставлена и сыграна в напря женном психологическом ключе. Перед нами два близких человека, близ ких по своей душевной красоте, чистоте и цельности. И тем не менее какой-то едва уловимый оттенок настороженности, какое- то тревожное предчувствие драматичности предстоящего объяснения присутствует и разделяет их в зтот момент. Нет, это не мелодраматическое нагнетение действия, это вполне естественная робость двух людей, которые вот-вот, сейчас, на наших глазах должны раскрыться друг перед другом в самых сокровенных тайнах личной судьбы. Максим делает решительный шаг при знания. Да, она— его мать, его мама, она всегда будет его мамой, его гордостью. А затем исповедуется перед ней в самом роковом для него: он болен, болен неизле чимо, болен лучевой болезнью, его счастье с любимой девушкой невозможно. В режиссерском решении заслуженного деятеля искусств РСФСР К. Чернядева сиена эта воспринимается как яркая эмо циональная кульминация во взаимоотноше ниях Софьи Ивановны и Максима. Происхо дит что-то, невольно напоминающее древ негреческий «катарсис», очищающее душу просветление, рожденное страстным и ис кренним признанием. Тема неизбежной гибели частнособствен нических инстинктов находится в центре и другого краснофакельского спектакля — «Повитель». Здесь выносится окончательный приговор мрачным теням прошлого, рыца рям кошелька и дубинки. Здесь театр воз вращается на свои ключевые позиции, и горьковская мысль о бессилии «мертвого», хватающего «живого», получает завершен ное сценическое воплощение. В спектакле вновь ощущается уверенная мастерская рука постановщика (К- Черня- дев) в динамичной броскости и контрастно сти мизансцен, в суровой и напряженной атмосфере сценического действия, в харак терах, очерченных с какой-то беспощадной откровенностью. Если говорить о жанровой природе по становки, то спектакль, пожалуй, ближе всего к социально-бытовой драме. Однако сочные бытовые подробности, колорит кон дового сибирского села — весь этот тяже ловесный «ангураж» времени и места дей ствия, как и в «Чти отца своего», не самодовлеет. Главное — обнажены страсти, бушующие в душах героев,—низменные и высокие, добрые и злые, благородные и мелкие. Они выплескиваются в жесточай шей борьбе и полностью захватывают лю дей в водоворот социально-исторических событий. Жаль только, что кое-где в горь коватой и неприукрашенной атмосфере спектакля шемяшим эхом раздается мело драматическая интонация (некоторые мо менты во взаимоотношениях Поленьки и Петра, сына Григория; сиена с умирающим Петром-старшим, когда Григорий похищает злополучные деньги; и, разумеется, дидак тический финал постановки, когда вцепив шегося в груду домашнего скарба, уже поверженного Григория хором обличают Дуняша, Анисья, Петр). Но в целом душевный мир большинства героев, их эволюции К. Чернядев «анализи 156
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2