Сибирские огни, 1967, № 6
кельцы» лишь уступили свою сценическую площадку. Как можно согласиться с тем, что рядом с эклектичным «Мудрецом...» тут же академически играется «Нора», а арха ичный по своей сценической стилистике спектакль «Между ливнями» по-странному уживается с демонстративной условностью «Самой короткой ночи»? Так что же исповедует театр? Есть ли у него единый художественный почерк? Ка ково его художественное кредо? На эти вопросы пока невозможно отве тить. Театр просто-напросто показывает .разные спектакли, а точнее — разноликие, и по качеству исполнения, и по режиссер скому решению. Почти каждый из них обладает той или иной эстетической ценностью, но у них нет общего «знаменателя», гармоничной слит ности принципов и приемов, того, что древние греческие архитекторы обозначали термином «ордер». В конце концов, что театру дороже — бытовая достоверность «Повители», поэти ческая романтизация «Дня свадьбы», пси хологическая углубленность «Норы» или лишенная всякой углубленности нарочи тость «Мудреца...»? Но за частоколом разностильных спек таклей «Красного факела», мобилизовав внимание, все-таки можно увидеть конту ры его основных тем, которые вырисовы ваются в лучших постановках и которые при единстве стилевого воплощения могли бы сформировать вполне определенный идейно-художественный курс театра. Какие же это спектакли? «Чти отца своего» — так называется одна из последних пьес В. Лаврентьева, к драматургии которого в свое время до вольно часто обращался «Красный факел». Центральный конфликт драмы незамыс ловат. Он построен на простой житейской ситуации: старик Гордей Кичигин «объ явился» в доме своего сына, чтобы кое-что урвать от «семейного пирога». Он считает, что это положено ему по праву старшего, по праву отца. А для укрепления своей по зиции о,и прихватил односельчанина Капи тона Егоровича. И вот в жесткой схватке столкнулись люди разной морали, противоположных жизненных принципов. Гордей Кичигин, раскормленный, боро датый, с зычным голосом и загребистой ла пой,— не просто парадокс эпохи. В нашей жизни, к сожалению, еше встречаются мно гочисленные и многоликие варианты Кичи- гина-старшего, для которых чемодан поно шенного тряпья дороже самых святых чело веческих чувств. Заслуженный артист РСФСР П. Бахтин очень сочно играет Гор дея. Его герой, закоснев в стяжательском азарте, неуемном накопительском ажиота же, как бомба, как чума врывается в жизнь честной трудовой семьи, пытаясь произве сти разрушительную нравственную «ра боту». П. Бахтин воплотил облик человека жадного, эгоистичного, бесцеремонного, го тового наступить на горло ближнему. Цель оправдывает средства —с таким твердым ре шением переступал Гордей порог кичигин- ского дома. Изгнанный дружной семьей Кичиги- ных-«младших», Гордей уезжает, прихва тив кое-что из «излишков» сына. Он уез жает посрамленный, но не сломленный. И в этом вторая сторона проблемы: борьба еще продолжается! «Кичигинокое» в его архаичном варианте наиболее уверенно опирается в спектакле на второго деда — Капитона Егоровича (артист В. Лиотвейзен). Но если в душе Гордея все окаменело, то в Капитоне Его ровиче мы видим «душу живу». Вначале, особенно в пьяном загуле, он ведет себя как распоясавшийся купчик, выкрикивая, что «завтра» будет и его праздник. Но чем дальше развивается действие, тем все более и более «очеловечивается» Капитон Егорович и, отказываясь от шантажа, обли чает Гордея Кичигина в финальной сце не,— так подсказывает ему совесть. Доброе, совестливое начало победило в Капитоне. Этому нравственному прозрению помогли люди, с которыми он встретился. И раньше всех —Софья Ивановна, жена Трофима. Как только Капитон узнал всю правду о том, какой матерью была его внуку, Максиму, Софья, так сразу и сник, и на туру свою истинную —добрую и отходчи вую— выказал. Все эти переходы Капито на от одного внутреннего состояния к дру гому В. Лиотвейзен передает тонко, посте пенно меняя гем самым отношение к нему действующих лиц и зрителей. Народная артистка РСФСР Е. Агароно ва сыграла, пожалуй, самого человечного человека в спектакле. Тихий и ровный свет бескорыстной любви к людям (именно к людям, а не только к детям) озаряет весь ее облик. Взяв в семью и воспитав приемы ша Максима, сделав из него настоящего человека, она становится его матерью по самому высокому человеческому праву. Беды и неудачи близких людей больно ранят ее «умное сердце». Но эта женщина, которая выносит на своих плечах всю ос новную тяжесть разыгравшегося в их до ме конфликта, не сгибается, не опускает руки и остается победительницей в поедин ке с собственнической «философией» Гор дея Кичигина: праздник продолжается на ее «улице». Е. Агаронова создает характер цельный, глубокий, решительный. Внешне ее героиня скромна, сдержанна. У нее скупые жесты, спокойная походка, глубокий ласковый го-) лос, задумчивый, добрый взгляд лучистых темных глаз. Эти глаза проникают в души людей, заставляют даже самых черствых, самых безнадежных, как Гордей Кичигин, сдавать позиции. Нас безраздельно захватывает глубина и сила переживаний матери, которая не может помыслить о том, как дети узнают, что она что-то скрыла от них,— настолько 155
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2