Сибирские огни, 1967, № 6
Я каждую свою строку читаю втайне Маршаку — мне этот добрый суд всегда страшнее страшного суда. Он сразу же, как я вошел, начал гово рить о стихах, об искусстве. Я думаю, ес ли б он перестал об этом говорить, он за дохнулся бы. — Представьте себе, что есть две сест ры — одна красивая, другая уродливая. Некрасивая портит красавице, а красивая помогает уродливой, возвышает ее своим подобием. На все можно смотреть возвы шающими или принижающими глазами. Вот говорят, человек произошел от обезья ны. Если я этого хочу — так от обезьяны. А не хочу — так вовсе не от обезьяны! — О частном в искусстве. Все рожда ется мыслью. Но сначала мысль является без плоти. Это фонвизинские стародумы. Потом является гоголевская плоть. Ее все больше. Но чистая эмпирика уже смерть искусства. Часто новое направление рож дается с голой мысли. Например, худож ник Давид. — Великая вещь — воображение. Запо ведь «не убий» действует только на того, у кого есть воображение, кто может пред ставить себе ужас убийства. А если этого нет — почему бы не убить? Всегда восторгался Твардовским — поэ том и человеком. В некоторых воспоминаниях читаешь: Маршак меня похвалил, оценил, полюбил. Не подвергаю сомнению, но только похва ла у Самуила Яковлевича почти всегда была двойной: он и похвалит вас, и в то же время даст понять, что ждет большего, это еще не совсем то. Он мерил каждого большими мерками, даже мерами и не признавал послаблений. И помогал человеку ощутить свою си лу и достоинство. Не забуду, как он сказал мне (он сто ял, мы уже прощались): — Милый, вот, что я хочу сказать. Че ловек должен быть суверенным, как дер жава. Никто не назначит вам цены. Толь ко вы сами. Все зависит от вас... Суверен ным, как держава. Когда я впервые ехал к нему в 1950 го ду, мне уже передали, что он одобритель но отозвался о моей статье «Уроки мас терства» в «Литгазете». Но когда он сам стал говорить о ней, я понял, что вряд ли это можно назвать похвалой: написано неплохо, точно, но нужно точнее, гораздо точнее. — Когда критики разбирают детали произведения, кажется, что они в вареж ках, мелкой детали взять не могут. Вы должны осязать пальцами. Как-то он спросил: — Мне говорили, вы пишете пародии. Почитайте мне как-нибудь. Когда я прочел, он смеялся, я был до волен. Но вдруг он заметил: — Только бойтесь стать салонным са тириком. О занятиях творчеством Маяковского: — Только не замыкайтесь в «цехе» маякововедов. Я бы, наверно, не стал дет ским писателем, какой я есть, если б слиш ком варился в детской «секции». Похвала Маршака была не только об надеживающей, но и обязывающей. И пре достерегающей, Хорошо, что вы сделал» этот шаг,— но главное еще впереди. Несколько раз он повторял: — Вот вы пишете научные труды. И юмористические, сатирические вещи. А ваша задача в том, чтоб это стало од ним жанром — научным и веселым. И как-то осуждающе склонял голову, словно давая понять, что я еще этого не 1добился. Я сказал ему, что написал статью-ре цензию, в которой пытался совместить оба начала, и хочу ему показать. Спустя какое-то время я поехал к нему в Барвиху, взял с собой эту статью-рецен зию. Он чувствовал себя плохо, и я не стал одолевать его своим творчеством. Так и не смог я перед ним отчитаться. 20 января 1964 года у Маршака собра лось много народу. Пришли Б. Полевой, Е. Винокуров, М Львов, Б. Галанов, И. Боброва, режиссер М. Таврог, Н. Кор жавин, В. Глоцер, переводчица М. Лу- тошкина-Джонстон. Был сын Маршака Иммануэль Самойлович, сестра Лия Яков левна. Самуил Яковлевич, почти не видящий, читал новую и последнюю свою пьесу «Умные вещи». Читал, близко-близко под нося к глазам рукопись. Может быть, он и не разбирал текст — но он знал его наи зусть, как стихи. После чтения, за столом, когда прошли разные тосты, Самуил Яковлевич поднялся и сказал Я записал все слово в слово: — Можно мне сказать, да? Я хочу вы пить за... Вот ведь какая штука. На свете всегда идет главная борьба между быти ем и небытием. Это самая важная война. Всякая механичность — это уже небытие. Скука— это зевок небытия Вот Пуш кин— это высшее бытие, жизнь. Так после него никогда не жила поэзия. Пушкин —• это всегда работающий мотор. А уже Лермонтов, гениальный поэт, у него уже бывают плавные спуски с выключенным мотором. Лишь Терек в стремнине Дарьяла, Шумя нарушал тишину. Волна на волну набегала. Волна нагоняла волну. Здесь четвертая строчка уже предопре делена. А «Спи, младенец мой прекрас ный» Это у Пушкина невозможно, это слишком «уютно» для него, что ли. Пушкин —это почерк, дальше идут больше шрифты. Я хочу пожелать вам — успеха? Но ус пеха желать невозможно. Я желаю вам главного — бытия!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2