Сибирские огни, 1967, № 6
больно выпустить ее из рук, все ему ка жется: что-то еще не так, не совсем так, не абсолютно так, голубчик, давайте еще раз почитаем, хорошо? Вы не очень ус тали? Наконец, статья — в редакции, ее ста вят на первую полосу. Меня хвалят, но смеются. С того времени, как я объявил, что Маршак дает нам статью, прошла не одна неделя и не месяц. В день верстки я поехал к Самуилу Яковлевичу подписать газетную полосу с его текстом. До выхода номера оставались считанные часы. В са мый вёрсточный «пик» Самуил Яковлевич начал читать статью по телефону Тамаре Григорьевне Габбе —у него вызывали со мнение некоторые места. Из редакции об рывали телефон, на мою голову сыпались проклятья (всегда виноват не автор,а лит- сотрудник), я чувствовал себя между двух огней — между газетой, которая хотела выйти, и поэтом, я был подданным двух держав, минуты неслись, а Самуил Яков левич, невозмутимо, как будто вне време ни, как-то совсем по-своему его ощущая и отсчитывая, читал в трубку глухим не терпеливым голосом: «Что же касается пушкинского дву стишия — Туча по небу идет. Бочка по морю плывет — то дело тут не в одних рифмах... Алле! Перекликаются небо и море. Аллё!» Когда вы приходите к кому-нибудь в гости, в первые минуты идут необязатель ные слова, вроде: «Ну, как?», «Какие но вости?», «Что слыхать?», и уже потом, когда прошли соображения о погоде и о здоровье, разговор может разгореться по- настоящему. У Маршака этого не было. Начало разговора — всегда крутое и стремительное. Тут Самуил Яковлевич на поминал новейшую машину с необычайной приемистостью —она с места может на брать большую скорость. Вы только вошли, уселись в кресло, и вдруг в упор: — Вы не думали, что значат эти четы ре года?.. Четыре поворотных года рус ской поэзии— 18?7—1841—от гибели Пушкина до гибели Лермонтова? Или: — Знаете, Гоголь — оркестр и Тол стой —оркестр, а Чехов — не оркестр, и вершина Чехова— не пьесы, а проза, вер но ведь, да? Каждый раз, возвращаясь домой, я за писывал то, что слышал. Вот несколько дневниковых записей. 3 января 1957 Был у Маршака. Он очень болен. Ко всему еще астма. Сегодня он сказал: поэт может пойти на любую смелость, вольность, нарушение. Это — как тормоз в поезде. Можно- разбить стекло и нажать — но только из-за большой, значительной причины. 3 мая 1957 С. Я. говорил об узком толковании ху дожественного произведения. -— Смысл — это тайный советник, а мы сделали его коллежским регистратором. Как здесь особенно звучит — «регистра тором». 7 мая 1957 С утра читал вслух Маршаку Марша ка: статьи для четвертого тома собрания сочинений. Из того, что он говорил, запомнилось: — Есть мир духа и мир тела. Между ними тонкая перемычка—душа, самое сложное и запутанное. — Любовь. Дух —Джульетта'. Физио логия, роды, семья —Наташа. А мы бе рем нижнюю часть духа и верхушку фи зиологии, сводя все к тоненькой прослойке. 2 мая 1960 В апреле был у Маршака в Барвихе. — Поэт — одновременно слепец и по водырь. У некоторых прэтов поводырь на прасно не слушается слепца—оц, слепец, видит лучше поводыря Его спросили об одном поэте, который все время мельтешил на экране, на эстра де, на трибуне. С. Я. объяснил так: — Когда в пруду стоячая вода, не сколько дней видна одна и та же арбузная корка. О поэте, который, преподавая в Лит- институте, все примеры приводил только из своих стихов: — Да это же вагоновожатый, который угнал трамвай к себе домой. 17 апреля 1962 Маршак был в форме, в ударе, хотя выглядел плохо. Он вспоминал: — Мы сидели за столом с Фадеевым, он мне налил водки, и я ему сказал: «В твоем присутствии пить водку — все равно, что в присутствии Паганини играть на скрипке». Об одном резвом критике: — Когда дрессируют блох, к ним при крепляют грузики, чтоб не слишком прыга ли, а то невозможно дрессировать. Под ним нет грузика. И еще о нем же: — Как цирковая лошадь. На ней нель зя воду возить — все равно зачнет танце вать 24 декабря 1963 Был у Маршака. Давно я его не видел. Вошел и поразился—так он похудел. У него катаракта обоих глаз — взгляд ка кой-то не совсем видящий. Я подарил ему свою книжку с надписью: 152
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2