Сибирские огни, 1967, № 6
которого начал переводить в 1913 году. Надеюсь в этом году сдать наконец в пе чать томик «Избранного Блейка». Немного отдохнув (сил у меня еще очень мало), буду продолжать начатую еще в Москве статью о поэтическом мас терстве». Каждое стихотворение писалось, как первое. И — как последнее. Оно долго вынашивалось, по когда на чиналась непосредственная работа, Мар шак будто шел на штурм — в ЭТОМ сти хотворении для него сосредоточивалось все. Он иногда писал два варианта и про сил тех, кому доверял, сказать, какой — лучше, звонил по телефону, и невозмож но было себе представить, чтоб кто-нибудь в этот момент сослался на свою заня тость. Стремительным движением выхватывал Самуил Яковлевич нужный листок из ог ромных ворохов рукописей, машинописей, гранок, версток, сверок, книг,— и, каза лось, этот листок был еще горячим, как неостывшее литье. Бальзак пишет в романе «Кузина Бет- та»: «Тот, кто может бегло обрисовать сло вами свой замысел, уже прослывет челове- ^ ком незаурядным. Этим даром обладают все художники и писатели. Но создавать. Но произвести на свет! Но выпестовать свое детише, вскормить его, убаюкивая его каждый вечер, ласкать его всякое утро, обхаживать с неиссякаемой материнской любовью, умывать ею, когда оно испачка ется, переодевать его сто раз в сутки в свежие платьица, которые оно поминутно рвет, не пугаться недугов, присущих этой лихорадочной жизни, и вырастить свое де тище одухотворенным произведением ис кусства, которое говорит всякому взору, когда оно — скульптура, всякому уму, ког да оно — слово, всем воспоминаньям, ког да оно — живопись, всем сердцам, когда оно —^музыка,—вот что такое Воплощение и "Труд, совершаемый ради него.^ Рука всегда должна быть готова к действию, всегда послушна велениям мысли». Если бы мы не знали, когда жил Баль зак, мы вполне могли бы подумать, что это сказано и о Маршаке. В 1950 году я впервые познакомился с Маршаком и попросил его написать статью о мастерстве для «Литературной газеты». Он не сразу согласился, сначала сказал— «посмотрим», при следующей _встрече — «может быть», потом—«пожалуй» и нако нец — «хорошо». Шли дни, недели, в редакции беспре кословно отпускали меня в рабочие часы, едва я говорил, что еду к Маршаку (— Ну, ты молодец, большая победа, поставим на первой полосе!). Но потом к моим отъез дам стали относиться с меньшим подъе мом. (— Знаешь, пора бы уже получить ктатью. И вообще — что ты там делаешь?) Что я там делал? Трудно сказать. Я сидел перед Самуилом Яковлевичем, на искосок, в старом кожаном кресле и слу шал или читал ему вслух стихи и страни цы будущей статьи. Она была потом оза главлена «О хороших и плохих рифмах». Самуил Яковлевич говорил о рифмах, о ритме, как дыхании стиха, о слове в поэти ческом строю, и я всегда жалел, что ни кто этого не записывает, в эти минуты я испытывал острую зависть к самому се бе — собеседнику и щемящую жалость к моим знакомым, которые этого не слышат. А затем я вспоминал, что в редакции уже посмеиваются над моими поездками, и, робко откашлявшись, спрашивал: — Самуил Яковлевич, а когда можно было бы рассчитывать получить статью? Самуил Яковлевич хмурился и отвечал: ■— Дорогой мой, будьте бескорыстны. И так каждый раз. Наконец, статья готова. Но и это еще не конец. Самуил Яковлевич переписал и перечи тал ее — не знаю сколько раз, я «исполнял» вслух, он слушал тревожно и придирчиво. Познакомились и решительно одобрили его друзья-советчики, на которых он испы тывал свои новые произведения — так ис пытывают оружие на полигоне. Я думал, что теперь уже, слава богу, все. Но Маршак откладывал самое вруче ние статьи и опять напоминал о творче ском бескорыстии. Однажды я, не выдер жав, сказал, что меня просто уволят, если не будет статьи. Он усмехнулся (уволят, какая ерунда, речь идет о более важных вещах — о стихах). Но потом вдруг смяг чился: — Ну, хорошо, приходите завтра. На следующий день, когда я пришел, он был не в кабинете, а в спальне — под нялась температура, он лежал, постель в таких случаях быстро становилась похожа на письменный стол — на. ней лежали те же рукописи, машинописи, гранки. А на тумбочке, среди пузырьков с лекарствами, лежала рукопись обещанной, чтобы не ска зать—обетованной, статьи. Самуил Яков левич показал на нее и сказал: — Вот она. Я не сводил с нее глаз, но, конечно, не мог же я просто встать и взять. Самуил Яковлевич начал говорить о рецензии, на печатанной в последнем номере «Литгазе- ты», спросил мое мнение. Я отвечал что-то невразумительное — мне хотелось скорее получить статью. Маршак не согласился с моей оценкой, нахмурился — наши мнения совершенно не совпали. В этот день я ста тьи тоже не получил — только в следую щий приход. Может показаться капризом: статья окончена, зачем ее держать? Почему не отдать по-деловому? Я знаю поэтов, обу реваемых каким-то по-кукушечьи беспокой ным стремлением поскорее пристроить свое детище в редакции — какой, неважно, лишь бы поскорее вручить. А здесь я видел писателя, который не может расстаться со своей* вещью, ему 151
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2