Сибирские огни, 1967, № 6
Институт географии Академии наук СССР проделал не так давно очень инте ресную работу. Автор ее, профессор В В. Покшишевский, попытался создать си стему количественных показателей для от дельных природных условий порознь, а за тем разработать приемы комплексной оцен ки совокупности этих условий. Некоторые из них — сейсмичность, рель еф, температурный режим, явления вечной мерзлоты, режим смены дня и ночи —уда лось оценить в стоимостных показателях, хотя бы и очень приближенно. Для других же условий — обеспеченность источниками воды, соотношение осадков и испарения, тип почв, особенности естественного расти тельного покрова — пришлось применить си стему баллов. Стоимостные показатели определялись, исходя из суммы капитальных вложений в городское строительство и эксплуатацион ных расходов за десять лет (для условного города с населением в сто тысяч человек). Колебания этих показателей зависели от того, какие нужны дополнительные инже нерно-строительные мероприятия, чтобы скомпенсировать для людей трудные при родные условия. Речь идет о повышенных требованиях к типам зданий и элементам благоустройства, о повышенной стоимости строительных материалов и самого строи тельства в северных районах. Сравнение проводилось с так называе мой «эталонной полосой расселения», отве чающей относительно нормальным условиям жизни. В Сибири эта полоса практически совпадает с Транссибирской железнодорож ной магистралью. Результаты исчислений, например, пока зателей температурного режима определили удорожание строительства для Крайнего Севера до 125 процентов. Полная стоимость города в зоне вечной мерзлоты в расчете на одного жителя уве личивается на 47 процентов по сравнению с местностью, где вечный мерзлоты нет. В полосе же Крайнего Северо-Востока, лежащей к северу от Полярного круга, удо рожание строительства городов достигает 250 процентов. Обширная зона Севера охватывает поч ти половину территории нашей страны На селение же составляет меньше трех процен тов всего населения Советского Союза - Суровые природные условия, очень сла бая транспортная освоенность, отдален ность многих частей территории от обжи тых мест, неизбежно вызывают удорожание всех работ на Севере, ограничивают воз можности использования имеющихся здесь огромных природных богатств. Поэтому включйть в промышленную разработку сле дует лишь такие ресурсы сырья и энергии, которые характеризуются большой концент рацией запасов, высоким процентом содер жания полезных компонентов и другими вы годными особенностями. Причем важно обеспечить здесь экономию общественного труда по сравнению с получением таких же или аналогичных ресурсов в других райо нах страны, лучше развитых и более до ступных для освоения. Неблагоприятные условия обитания на> Севере компенсируются не только инженер ными средствами, удорожающими строи тельство и эксплуатацию городов. Огромны затраты государства на дополнительные от пуска работающим, на специальный рацион- питания, на ежегодный вывоз маленьких де тей в южные районы (надо же избегать воздействия на них долгой полярной ночи). Нередко вводится облегченный ритм про изводственной деятельности. Все эти и дру гие меры призваны установить щадящий; режим труда и отдыха людей, дать им своего рода «биологическую компенсацию». Само население также расходует допол нительные средства на питание, одежду, отопление, оплату жилья и коммунальных услуг. В районах Крайнего Севера эти рас ходы в три с половиной раза больше, чем в центральных районах, а в районах Севе ра — в два раза. Всем этим в той или иной мере предопределяются районные различия ставок заработной платы. Нетрудно представить себе, во что об ходится нашему обществу содержан&е каж дого человека, живущего, скажем, на Край нем Севере или в Приполярье. Каков же вывод? В развитии производ ства, в размещении предприятий надо до биваться таких решений, чтобы число лю дей, расселяемых в трудных природных условиях, было строжайшим образом огра ничено. Буквально —ни одного лишнего че ловека! К сожалению, не всегда так бывает. Вот, к примеру, о чем рассказал мне Вик тор Львович Бобровник, заведующий эко номической лабораторией в Абакане, цент ре Хакасии, работающей над проблемами развития Саянского энергопромышленного- комплекса. Мы летели из Красноярска в Абакан, продолжая начатый накануне разговор о- будущем Хакасско-Минусинского района, выгодно отличающегося своим относитель но мягким климатом, довольно развитой сетью железных и автомобильных дорог, плотностью населения, в пять раз превы шающей среднюю плотность по Краснояр скому краю. — Лучшего района не сыщешь во всей Сибири,—доказывал Виктор Львавич.— Арбузы и дыни вызревают, яблок вдоволь, помидоров. А пшеница какая! Не случайно Минусинскую котловину издавна называют Сибирской Украиной. — А зима крепкая? — Зима как зима. Морозы, конечно, похлеще, чем на Украине. Бывает изредка и минус сорок. Снегу маловато. Но не Се вер же! Даже сравнивать невозможно. Хо тя, впрочем, кое-кто пытается сравнивать, притом всерьез. Мой спутник задумался. — Вы в Норильске бывали? — спросил он после изрядной паузы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2