Сибирские огни, 1967, № 5
•«е сюда поперек! О таком ответе мы только догадываемся по очередной команде вах тенного. — Ну, так иши легкость-то, ищи! — раздраженно говорит он,— Куда ты ее за тыркал?.. А на корме, эй, на корме! Стравите, пока не закручивайте. Не закручивай, кому говорю! Вот люди! Мы лежим, натянув одеяла на головы, и недоумеваем: к чему нам среди ночи слушать чти технологические подробности? Для самообразования? И зачем, вообще, эта принудительная радиофикация кают? На случай потопа? Но пароходы, слава богу, не тонут на Оби ежедневно. Адское устройство —динамик — замуровано в настольную лампу. На пассажир ских линиях сейчас много судов иностранной постройки, и эта совмещенность— ма ленькое кокетство фирмы. Лампу можно выключить, динамик — нельзя. Мы пытались как-нибудь закоротить его — не получилось Хотели даже вывести из строя, но без ви димых повреждений оболочки сделать это было невозможно. Тогда мы запихали лам пу в рюкзак, обложили мягкими вещами, придавили сверху подушкой и, накрыв рюк зак верхней одеждой, заснули со злорадными улыбкам« на лицах. Динамик-лампа отомстил нам через сутки, когда мы швартовались у салехард ского причала. Освобожденный от плащей и курток рюкзак, подрагивая, вдруг загово рил утробным голосом: «Отдать носовую! Отдать кормовую!» Мы смотрели на него с суеверным ужасом, пока не вспомнили про свою военную хитрость. По утрам в каюту, с широчайшей улыбкой, но без стука, входит горничная-мат рос, или, по-сухопутному, уборщица. На вопрос: «Почему же не стучите?» она по- -свойски отвечает: — Тю! Вы ж без жен. Ага! Значит, стук — привилегия семейных пассажиров. Ясно. Ранняя гостья, между тем, начинает уборку. — Прими-ка ногу! — командует она Вы как раз чистите зубы и по этой причине не можете тотчас выйти из каюты, а она не желает ждать. Ладно. Нога принимается. Продолжаете чистить, балансируя на одной. Слышно, как горничная за спиной наливается неприязнью к этому буржуйству. — Прими другую! — не выдержав, кричит она,— Что ты их расставил! Пулей вылетаете из каюты. Становится элементарно обидно. Вы вспоминаете, как вчера эта тетя принесла вам непросушенные, застиранные простыни, и как другая, по выше чином, кастелянша, что ли, ляпнула: «Ишь, с рюкзаками, а прут в первый класс». Одно к одному, вспоминается и злой мальчик с «Барнаула», и неласковая офи циантка. И все подытоживается банальной пережиточной мыслью: «Безобразие! За мои- то деньги!» А деньги, кстати, раз уж мы о них вспомнили, немалые. Когда-то давно проник ла в наше сознание фраза: «Речной транспорт у нас в стране самый дешевый». Она перекочевала туда, видимо, с газетных страниц, из отчетов о выполнении народно-хозяй ственных планов и заняла место в ряду тех величественных общенациональных дости жений и непреходящих ценностей, которыми принято гордиться, где-то между прочно усвоенной истиной —«Советский Союз обладает самой большой в мире сетью рек» и привычным фактом — «По производству цемента мы обгоняем Соединенные Штаты Америки». Знания подобного рода всегда греют человека, хотя из иных фактов опережения он и не может извлечь немедленной и конкретной пользы. Зато, выкладывая денежки, допустим, в кассе аэрофлота, можно с приятностью подумать, что вот-де есть у нас дешевый речной транспорт, и хотя сейчас вы пользуетесь дорогим воздушным, стоит лишь захотеть — и в другой раз можно, пусть медленно, но чуть ли не даром, про ехаться на пароходе Но формула насчет речного транспорта оказалась однобокой. Она распространя ется только на грузы. На лес, руду, водку, сеялки, гравий, нефть, консервы «ерш в 45
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2