Сибирские огни, 1967, № 5
пути отсюда (все на той же «ракете») уже лежал Нарым, под ногами стучали знамени тые колпашевские мостовые из деревянной чурки, а в ресторане «Север» поглощали «бархатное» пиво местного производства речные волки и воздушные асы с дубленым« лицами, глядя на которые хотелось запеть: «Четвертый день пурга качается над Дик соном». В конце концов тревога догрызла нас, мы побежали на речной вокзал и взяли би леты до Нарыма на пароход «Барнаул». Через сутки «Барнаул» пришвартовался у Колпашевской пристани — белый двух палубный красавец, вырезанный из плаката «Прогулка по реке — лучший отдых». С борта его неслась зазывная ресторанная музыка, навьюченных барнаульскими арбу зами отпускников встречали колпашевские родственники, транзитные пассажиры в по лосатых пижамах, задирая головы, рассматривали высокий берег. Мы впряглись в рюкзаки и с доверчивыми улыбками двинулись на пароход. У трапа нам преградил дорогу мальчик с гнутой казацкой трубкой в зубах. — Куда? — спросило дитя, и трубка опасно качнулась, норовя вывернуть не окрепшую челюсть.—Нельзя, товарищи! — Ну, капитан!— льстиво заговорили мы.—Ну, отчего же! Вот билеты.. Мы намыкались на берегу, проголодались, нам хотелось как можно скорее туда, в царство надраенных поручней, бесшумных ковровых дорожек, поролоновых диванов, умывальников и зеркал. — Невозможно! — сказал мальчик, сдвигая почти отсутствующие брови.— Обождать! Пришлось обождать. Ждали мы здесь же, на причале, держа один глаз на аква рельный, уже северный закат, а другой — на рюкзаки и портфели, сваленные на бойком месте. Минут за пятнадцать до отхода нам удалось все-таки проникнуть на пароход (у мальчика заглохла трубка, и он ушел разжигать ее, видимо, в кочегарку). Оставив в каюте вещи, мы (голод — не тетка) заторопились в ресторан. Распахнули стеклян ную дверь и... — Те-те-те! — сказала официантка, уперев в наши солнечные сплетения по остро му кулачку.— А ну-ка, поворачивайте! Ишь, разбежались! ...Спустя малое время, когда эта же девушка с улыбкой вручала нам борщи, мы поняли, что приветливость и забота о пассажирах на речном транспорте, точно так же, как на железнодорожном и воздушном, включаются синхронно с первыми оборотами винта. Но потом об этом. Прежде мы хотим воспеть речное путешествие, как оно того заслуживает. Только придется сразу же расставить точки над «и». Расшифровать такие парад ные выражения, как «разбуженный» или «преображенный» край, употребляемые при характеристике бассейна Оби. Да, разбуженный и, совершенно точно, преображенный, если сравнивать облик его с тем, каким он был пятьдесят, тридцать и десять лет назад. Сейчас даже закоренелый урбанист ахнет и разведет руками, глядя, какими темпами развивается промышленность Приобья. Все так. Но в то же время край этот на протяжении многих сотен километров еще и дикий, необжитый, непроходимый. А «будить» его приходится, утопая в трясине, недоедая и недосыпая, мыкаясь по забитым неблагоустроенным гостиницам, поддержи вая «дух преобразовательства» часто лишь холодными консервами. И среди этой неуютности, в течение навигации, плавучими островками неожи данного комфорта движутся по Оби суда речного флота. Здесь наивная реклама — синее море, белый пароход и надпись «Прогулка на теплоходе — лучший отдых» — оборачивается иным, житейским смыслом. Здесь заскорузлый, изъеденный гнусом командировочный ли, геолог ли. обретет покойную каюту, примет горячий душ (рос кошь, малодоступная даже в населенном пункте), отобедает в ресторане и полюбуется с палубы (имея в запасе полсуток) на распроклятые берега, которые предстоит ему сделать распрекрасным«. И библиотека к его услугам, и фортепьяно в салоне, и неист ребимый «козел», и армянский коньяк «три звездочки». 43
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2