Сибирские огни, 1967, № 5
ОБЬ-ДОРОГА Мы сознаем, что поступаем не бог весть как оригинально, выделяя рассказ о дороге в самостоятельную главу. Отдельную главу о дороге написали еще Ильф и Петров в «Одноэтажной Америке». Но что поделаешь, если наша дорога распалась на множество отрезков, очень неодинаковых и по-разному запомнившихся. Мы ехали: на двух пароходах, одном теплоходе, на трамвае Александровской нефтеразведки, вездеходе-амфибии, рыбкооповской самоходке, грузовом теплоходе С-151, приемо- транспортном судне Салехардского рыбоконсервного комбината, почтовом сейнере «Попов» и только что купленной мотолодке главного бухгалтера нефтепромыслового управления «Томскнефть». Это все перечислены суда, прибавлявшие так или иначе к нашему пути единицы, десятки и сотни километров. А кроме того, на остановках нам приходилось, для внут ренних и подсобных разъездов, прибегать к услугам рейдового флота. Среди последне го было несколько катеров, буксиры, «морские охотники» и одна посудина неизвестной марки, похожая на двухместную инвалидскую коляску, которая в пятибалльный шторм, захлебываясь, сняла нас с борта «Попова» и высадила на твердь мыса Камен ного, оказавшегося, кстати, песчаным. Вот здесь, на Каменном'Песчаном, далеко за Полярным кругом, ссухопутившись окончательно и мысленно подытожив пройденный путь, мы и поняли, что писать о нем придется отдельно, поступаясь, может быть, многими подробностями и целыми отрез ками — настолько он оказался разнолик и неогляден. Здесь, наверное, было бы уместно, в порядке подступа, что ли, к последующим описаниям или некоего введения, рассказать немножко о самой реке, дать, может быть, для наглядности краткий географический очерк ее. Но, во-первых, частично мы это сделали в нашем предисловии, добросовестно переписав нужные сведения у Е. Орловой из путеводителя «По водным путям Азиатской части СССР», из ее же книги «Там, где протекает Обь» и некоторой другой литературы. А во-вторых, если бы мы теперь захотели расширить эти сведения, нам пришлось бы снова углубиться в литературу, так как сами-то мы в ожидаемом объеме реки так и не увидели. Мы не видели Оби. Еще до Томска и некоторое время после Томска мы плыли цельной и неделимой Обью, а потом она растеклась по рукавам, сорам, спряталась за многоступенчатые острова, разделенные едва намеченными перешейками. И перед нами была то Юган- ская Обь, то Малая, то одна из многочисленных Обских проток. Словом, когда за Яр-Сале нам сказали, что вот, наконец-то, река кончилась и на чинается Губа, мы попытались представить всю оставшуюся позади Обь, но не смогли, как ни напрягали воображение. Осталось впечатление громадной речной державы. Осталось впечатление большой напряженной дороги. Дороги, пересекающей всю Си бирь в меридиональном направлении. Дороги, на протяжении многих сотен и тысяч километров единственной в здешних местах. ПАССАЖИРЫ ПЕРВОГО КЛАССА До Колпашево мы плыли на «ракетах». 544 километра были преодолены почти с железнодорожной скоростью — за 14 часов. За 14 часов, не считая остановок в Томске и Красном Яре, мы примчались в казавшееся бесконечно далеким Колпашево, где сло во «север» звучало так же запросто, как в Новосибирске «троллейбус». Этот факт нас встревожил. Мы вдруг заопасалиеь, что вот так и проскочим до Карского моря, не успев, как следует, все рассмотреть. Конечно, мы знали, что понятие «север» — растяжимо, что наиболее полно вы ражают его такие слагаемые, как белые ночи, вечная мерзлота и коэффициент 1,7, а в Колпашево нет еще ни того, »и другого, ни третьего. Однако в нескольких часах 42
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2