Сибирские огни, 1967, № 5

ОБЬ-ДОРОГА Мы сознаем, что поступаем не бог весть как оригинально, выделяя рассказ о дороге в самостоятельную главу. Отдельную главу о дороге написали еще Ильф и Петров в «Одноэтажной Америке». Но что поделаешь, если наша дорога распалась на множество отрезков, очень неодинаковых и по-разному запомнившихся. Мы ехали: на двух пароходах, одном теплоходе, на трамвае Александровской нефтеразведки, вездеходе-амфибии, рыбкооповской самоходке, грузовом теплоходе С-151, приемо- транспортном судне Салехардского рыбоконсервного комбината, почтовом сейнере «Попов» и только что купленной мотолодке главного бухгалтера нефтепромыслового управления «Томскнефть». Это все перечислены суда, прибавлявшие так или иначе к нашему пути единицы, десятки и сотни километров. А кроме того, на остановках нам приходилось, для внут­ ренних и подсобных разъездов, прибегать к услугам рейдового флота. Среди последне­ го было несколько катеров, буксиры, «морские охотники» и одна посудина неизвестной марки, похожая на двухместную инвалидскую коляску, которая в пятибалльный шторм, захлебываясь, сняла нас с борта «Попова» и высадила на твердь мыса Камен­ ного, оказавшегося, кстати, песчаным. Вот здесь, на Каменном'Песчаном, далеко за Полярным кругом, ссухопутившись окончательно и мысленно подытожив пройденный путь, мы и поняли, что писать о нем придется отдельно, поступаясь, может быть, многими подробностями и целыми отрез­ ками — настолько он оказался разнолик и неогляден. Здесь, наверное, было бы уместно, в порядке подступа, что ли, к последующим описаниям или некоего введения, рассказать немножко о самой реке, дать, может быть, для наглядности краткий географический очерк ее. Но, во-первых, частично мы это сделали в нашем предисловии, добросовестно переписав нужные сведения у Е. Орловой из путеводителя «По водным путям Азиатской части СССР», из ее же книги «Там, где протекает Обь» и некоторой другой литературы. А во-вторых, если бы мы теперь захотели расширить эти сведения, нам пришлось бы снова углубиться в литературу, так как сами-то мы в ожидаемом объеме реки так и не увидели. Мы не видели Оби. Еще до Томска и некоторое время после Томска мы плыли цельной и неделимой Обью, а потом она растеклась по рукавам, сорам, спряталась за многоступенчатые острова, разделенные едва намеченными перешейками. И перед нами была то Юган- ская Обь, то Малая, то одна из многочисленных Обских проток. Словом, когда за Яр-Сале нам сказали, что вот, наконец-то, река кончилась и на­ чинается Губа, мы попытались представить всю оставшуюся позади Обь, но не смогли, как ни напрягали воображение. Осталось впечатление громадной речной державы. Осталось впечатление большой напряженной дороги. Дороги, пересекающей всю Си­ бирь в меридиональном направлении. Дороги, на протяжении многих сотен и тысяч километров единственной в здешних местах. ПАССАЖИРЫ ПЕРВОГО КЛАССА До Колпашево мы плыли на «ракетах». 544 километра были преодолены почти с железнодорожной скоростью — за 14 часов. За 14 часов, не считая остановок в Томске и Красном Яре, мы примчались в казавшееся бесконечно далеким Колпашево, где сло­ во «север» звучало так же запросто, как в Новосибирске «троллейбус». Этот факт нас встревожил. Мы вдруг заопасалиеь, что вот так и проскочим до Карского моря, не успев, как следует, все рассмотреть. Конечно, мы знали, что понятие «север» — растяжимо, что наиболее полно вы­ ражают его такие слагаемые, как белые ночи, вечная мерзлота и коэффициент 1,7, а в Колпашево нет еще ни того, »и другого, ни третьего. Однако в нескольких часах 42

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2