Сибирские огни, 1967, № 5
пересмотр системы льгот. Дело в том, что стоимость рационального питания в этих районах выше, чем в центральных, на 35—40 процентов, а одежды — на 38 40 про центов. Цена килограмма свежих огурцов в Нижневартовске, расположенном, как- никак, на юге Тюменской области, восходит к двум рублям, в то время как в Ново сибирске он стоит всего лишь гривенник. Поясные коэффициенты и надбавки лишь компенсируют разницу в стоимости жизни; слово «льготы» применяется к ним не правомерно... Важно не только то, сколько человек получает, но и на что он тратит деньги. ,Мы ходили по магазинам, по столовым и убеждались: есть хорошие снабженцы и есть плохие. Впрочем, с таким же успехом мы могли ходить по магазинам, дабы убе диться в том, что продавцы продают, покупатели покупают и вообще люди дышат воздухом, а Волга впадает в Каспийское море. Но вот что нас заинтересовало: поче му почти в каждой авоське оказывается бутылка спиртного5 Мы стояли и смотре ли .. Вот приходит некто в магазин. Эго он хотел бы купить, так этого нет, и это ему поручила купить жена, так этого тоже нет и неизвестно, когда будет. Оглядывает человек прилавок — консервы да водка. Вообще, после посещения нескольких мага зинов в разных городах и поселках создается впечатление, чю с производством, до ставкой и хранением этого последнего продукта дела у нас обстоят лучше, чем с производством и т. д. любого другого. И вот человек, раз уж он настроился поку пать, тратить, достает из кармана трешку. Психологически объяснимый поступок? Да, но через час последуют уже необъяснимые поступки... Саша Куренной демонстрировал нам томскую нефть. А в часе или полутора езды оттуда добывают уже совсем другую нефть —тюменскую. Из того же самого место рождения. Клейма, правда, как утверждают специалисты, нет ни на той нефти, ми на другой. Просто месторождение «самым естественным образом» пересекает граница областей Здесь, на этой не бог весть какой важной границе, начинается целая цепь неурядиц, споров, взаимных обид... Проблемы транспортировки нефти, развития рай онов добычи решались во многом с точки зрения областных интересов, и бывало, что подвиги изыскателей, строителей оборачивались подвигами по растрате. Област ной патриотизм тюменцев сказывается и по сей день, хотя, кажется, ясно, что освое ние единой геологичегкой провинции должно решаться как единая государственная задача. От руководства объединения «Тюменьнефтегаз» мы слышали: «Томичам, ко нечно, легче, мы им помогаем, чем можем». А от работников «Томскнефти» не раз приходилось нам выслушивать обиды на тюменцев. Анекдотами звучат рассказы про неистовые споры о том, какой области принадлежит пробуренная на границе скважи на... Что, если она уйдет в подземелье к соседям! Отберут скважину! По вот история томского нефтепромысла № I звучит уже совсем не весело. Когда в Новосибирске Николай Георгиевич Рожок перечислял нам беды геоло гов —отсутствие аэродромов, дорог—летних и зимних, пристаней и судоходной об становки на малых реках — мы представляли это так: глухой неведомой тайгою бредут геофизики или там буровики; по правую руку у них полторы тысячи кило метров топей до железной дороги, по левую —шестьсот до большой судоходной ре ки, а прямо по курсу—тысяча километров тундры до ближайшего аэродрома. Каршна эта вызвала горячее сочувствие, и мы тут же, в кабинете у началь ника геологоразведочного управления, мечтали о судах на воздушной подушке, о ди рижаблях, вспоминали оригинальный катер-катамаран на убирающихся подводных крыльях, построенный несколько лет тому назад в Новосибирском водном институте, вопрос о промышленном изготовлении которого, к сожалению, сел на мель в одной из столичных инстанций. Все это так Разведчики, действительно, бредут глухой неведомой тайгою. И пе речисленные вилы транспорта, и другие, еще неизвестные и, может быть, более уни версальные, нужны им немедленно, наряду с имеющимися уже вертолетами, амфи биями, тягачами. Воображение нас не обмануло. £6
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2