Сибирские огни, 1967, № 5
крупном центре обойдется гораздо дешевле. Добавьте к этому трудности связи меж ду городами в наших условиях —дороговизну и сложность сооружения дорог, по годные факторы... — Хорошо, а не придется ли потом заплатить за эту дешевизну гораздо доро же, и притом не деньгами, а чем-то морального характера, человеческого, что ли? Хо рошо бы сейчас уже подсчитать, сравнить, сопоставить все, самые разнообразные выигрыши и проигрыши всех вариантов, материальные и нематериальные. — Вы бывали в общежитиях на дальних промыслах, например в Азербайджа не? Конечно, неделя в промысловом общежитии — не мед. — Не все же будут скитаться по общежитиям! Так или иначе, на промыслах придется еще создать и местные поселки тысяч по десять. — Поймите, здесь особые условия, особые мерки: ведь месторождения очень разбросаны. Поэтому лучше всего создать большие города, а поближе к промыслам — мелкие поселки по три. по пять, максимум, по десять тысяч. Городки более чем по десять тысяч делать не стоит, все равно их долго еще не обеспечишь ни хорошим клубом, ни хорошей больницей. — Представьте себе, что техника передвижения резко шагнула вперед! А по чему бы и не случиться такому если не завтра, то, во всяком случае, уж обязатель но при жизни этих наших долговременных будущих городов? Тогда из большого го рода можно будет до самого дальнего промысла добраться легко, дешево и быстро. И не нужно будет уезжать на вахту на неделю, все станут ездить так, будто про мыслы здесь на окраине, на смену, да и только... -— Но сейчас, сейчас-то?.. Помнится, разговаривали мы несколько часов, и у каждого оказывалось свое мнение, отличное от взглядов всех остальных собеседников. Встали мы из-за стола довольные друг другом, сойдясь, пожалуй, полностью на смешанной схеме расселе ния: надо бы несколько крупных городов плюс маленькие. У многих и самых разных этих разговоров было нечто общее; иногда, казалось, мы физически чувствуем, как приходится человеку преодолеть некий внутренний барьер, чтобы отойти от «сегодня» и поразмыслить о белокаменном и лучезарном «завтра», да не просто поразмыслить, а еще и повыбирать, что лучше; трудновато бывало людям переступать через эту разницу между сегодняшним и планируемым, ибо уж слишком велика разница —для любого воображения, для любых сил чело веческих... Дима с восемнадцатой, Дима в белой безрукавке, каким тоскливым и на смешливым взглядом следил он за нами, пока мы говорили о прекрасных городах, ко торые будут когда-то... ЧТО ДУМАЕТ ОБО ВСЕМ ЭТОМ ОПЕРАТОР ДИМА О чем мы? Разве не хотели бы мы жить в Нижневартовске? И не потом, когда уж он отстроится и все стабилизируется, войдет в колею, а именно сейчас! Хоте ли бы... Длинные улицы балков возле причала... Но за ними видны уже на границе с тай гой аккуратненькие двухэтажные дома, только что оштукатуренные и покрашенные. Они светлые, нарядные. Между ними грохочут новые уральские грузовики, тракторы, бульдозеры; перейти через дорогу можно только по доскам, все здесь — в резиновых сапогах. Шумно, многолюдно, как-то по-особенному оживленно на пятачке, где от страиваются нефтяники; все они молодые и энергичные, и нарядные, и эти самые резиновые сапоги девушки носят щеголевато; ходишь, разговариваешь (при этом и к тебе, новому человеку, относятся как к своему, как к коллеге — здесь ведь все люди новые и все свои) и становится завидно; честное слово, по-настоящему завидуешь тем, кто здесь начинает новый город, новую жизнь... А по пути от вертолетной пло- 32
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2