Сибирские огни, 1967, № 5
мысли. Бежит горная беглянка-река, у ко торой «ни печали, ни тоски». «Мчится на век, словно на день, словно завтра прибе жит». Отлично сказано: это же целый ха рактер! А потом, когда река станет шире и глубже, ей будут тесны берега: «й сама в берегах будет биться, как плененная си няя птица». Но суть в том, что ...пока и не знает река, что ее берегут берега. Да, нас всех берегут берега, хотя и ка жутся порой тесными... Стихотворение «Ах, Туба зеленая! Я в тебя влюбленная» тоже посвящено реке: Ивами, как ливнями, берега завешаны, каменисты отмели, перекаты злы, а вода прозрачная зелена и бешена, на стремнинах, кажется, вяжется в узлы. Тут тоже легко находится второй план, и поэтесса сама даже подсказывает его: «Может, это молодость в неприступность рядится». Однако, стихотворение уже не останавливает надолго наше внимание, нет здесь такого поэтического зерна, как в «Бе регах». О нем только и можно сказать: звонкие стихи! Чуть ли не половина книжки — об экспе дициях, походах геологов и ботаников. Эти впечатления лежат и в основе стихов о ре ках. Ярких, живописных, свежих деталей рассыпано здесь немало. Но в целом бога тые экспедиционные впечатления не соста вили богатства поэтического. Автор рисует образ шофера: «С виду какой-то невидный», «расхлябан, разболтан безбожно». Подоб ные определения ничего не говорят поэти чески, это не образная характеристика, а этикетки... Шофер везет людей по бездо рожью, сквозь пыль и грязь. В концовке автор говорит: «Наш водитель? — да он не из слабых», «стоящий малый, да с таким я хоть к черту поеду». Вот и все стихотворе ние, построенное на внешнем контрасте двух взаимоисключающих мнений об одном и том же шофере. Причем, только авторских мнений, ибо здесь характера нет, а бед ность мысли налицо. Попытка передать непосредственное по ходное ощущение есть в стихотворении «Я не забыла, как несладко было», и снова де ло кончается бодрой банальностью: Но станет нужно —выйду без оглядки и много дней таких перенесу. Но, пробежав по ухабам нескольких сти хов, мы вдруг снова вступаем в волнующий край настоящей высокой лирики: Встречай меня в родимом государстве, сажай с собою рядом у стола, я побывала в тридесятом царстве, я в изумрудном городе была. Мой сад был горизонтами горожен, а мой дворец — высоким небом крыт, на семь ветров был мой покой возложен, на сто костров — мой немудреный быт. Сказано о тех же экспедициях, и круг ощущений вроде бы тот же самый, но воз действие совсем другое. Это идет от много сложности поэтического чувства, от много значности образов. Здесь сконцентрирова лось все главнее, что испытала поэтесса в походах, что привезла в душе. Она побыва ла в царстве прекрасного и неизведанного, но одновременно трудного и опасного. Пре красное было с ней, а тяготы и опасности ей помогали преодолевать «рыцари», «обо ротись то ветром, то дождем». Чисто жен ская нужда в защите пробивается тут в му жественном характере. И вот поход позади. Как широко, и ра достно, и облегченно сказано о своей семье: «Встречай меня в родимом государстве!». Теперь уже не страшно ощущение беззащит ности, оно даже приятно рядом с любимым человеком. «Сажай с собою рядом у сто ла»,— я устала напрягаться, насторажи ваться, быть самостоятельной — хозяйничай надо мной, заботься обо мне! Вот что гово рит нам это стихотворение. Такое богатство чувств несет и поэтиче ское богатство. В другом стихотворении поэтесса задает биологу вполне, так сказать, специальные вопросы: Расскажи, почему у живого деревца умирает листва? Почему поднимается снова зимовавшая зиму трава? Вопросы множатся, и вдруг мы ощущаем их тревожность: «Подскажи, для чего пусто цветам отдает свои соки земля?» Нигде не нарушается внешнее, «биологическое» со держание вопросов, но все шире, кругами, расходится по стихотворению тревожная пытливость, все явственней слышится голос поэта-гражданина, обеспокоенного пробле мами общественными: В тайны флоры глубоко проник ты, растолкуй, если дружен ты с ней, почему так живучи реликты на земле обновленной моей? Конечно, Н. Созинова не ограничивает свою тему экспедициями и жизнью геоло гов и флористов. Наоборот, чаще всего ее привлекают темы общеэтические, вечные: любовь, семья, место личности в жизни. И здесь у поэтессы есть свои завоеваниями неудачи. Вот что-то вспыхнуло в душе, еще не созревшее, самой неясное,— и получает ся весьма малозначительная многозначи тельность: На зло себе: на удивленье людям недавнее возьму да повторю: благополучье праздников и буден порастеряю да пораздарю. Поэтесса ставит перед собой дилемму: «искать себя, найти иль потерять». Как же решается эта дилемма? Как найти себя — об этом не говорится ни слова. Но зато как потерять себя, раскрывается достаточно полно: Уж потерять, так чтобы не мечталось, уж потерять, так чтобы не ждалось, чтоб ни единой строчки не писалось. 185’
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2