Сибирские огни, 1967, № 5
повторить... Замалчивать преступление — это уже совершать новое. Он, Батуев, знал это отлично... Вот что должен понять этот парень, его сын». Так правда перестает восприниматься только как абстрактная добродетель, как отвлеченная духовная ценность. Правда и есть та сила, которая предотвращает новые преступления, которая позволяет человеку сохранить или вернуть свою человеческую суть, избавляет от необходимости жить под бременем прошлых ошибок и заблуждений. Так раскрывается действенное, активное значение правды, так она становится не целью словесных излияний, а основой че ловеческой деятельности, так сближаются понятия правды и поступка. Помудревший Батуев идет в своем рас следовании до конца и понимает совсем уж страшное: в том, что погибла Лиза, не толь ко ее вина. Ведь молчала не она одна. И Алевтина, и Клавдия Семеновна прятали истину. Да и сам он тоже виноват. Можно оправдываться тем, что он ничего не знал, но ведь он и не стремился узнать, не искал причин внезапной гибели своего друга Шве ца, не искал причину размолвки Лизы и Алевтины. Он был равнодушен там, где тре бовались пытливость и настойчивость. «Ведь он чувствовал, что с нею неладно. Он мог бы вмешаться, он должен был вмешаться... Вмешайся — и не было бы смерти». Так выясняется, что в смерти Лизы — осуждение не только ее давней слабости, но также их долгого, общего, коллективного заговора. «Только поняв и их вину, можно понять и принять меру ответственности. И это тоже должен узнать Костя...» Еще до Кости все это узнает читатель, которому внешне детективное развитие сю жета не дает уклониться от конечных выво дов романа. Ведь у хороших детективных произведений всегда есть одно несомненное достоинство — сила логики, доказатель ность рассуждений. Этим достоинством роман «Круги на во де», бесспорно, обладает. Используя про фессиональные интересы и свойства Батуе ва, писатель выстраивает цепь неотврати мых аргументов. Убеждая себя, Багуев убеждает и читателя, что никогда нельзя спокойно и равнодушно принимать на веру поверхностное обличье факта, что надо «искать, искать и искать», чтобы «добрать ся до глубин человеческой жизни». Теперь настала пора вернуться к тому юридическому афоризму, который уже ци тировался: «Человеческая сущность не всег да проявляется в поступке и никогда не проявляется только в нем». Солидарен ли Герасимов с этим изре чением? Доказал ли он его? Бесспорно, что не каждый поступок есть выражение человеческой сущности, так же как не всякая случайность есть выражение необходимости. Поэтому юристы правы, ес ли не хотят видеть в любом поступке рас крытие основного содержания человека. Так, наверно, вынужденное предательство Лизы еще не означало ее нравственного уродства. Иначе Батуев не мог бы счастли во прожить с ней два десятилетия. Но вот вторая половина формулы не может не вызвать возражений. Бросается в глаза, что она вступает в противоречие с известной мыслью Гегеля: «Что человек де лает, таков он и есть». Эти гегелевские сло ва очень серьезно переосмыслил и развил Ф. Энгельс, написав Лассалю: «Личность характеризуется не только тем, что она де лает, но и тем, как она это делает». Следо вательно, индивидуумы отличаются друг от друга не только содержанием, но и формой, поступка. А в чем же еще может проявить ся человеческая сущность? В мыслях, чувст вах, словах? Но слово, высказанное, обра щенное к другому лицу,— это уже поступок. А мысли и чувства, не ставшие фактом об щественной жизни, не могут и быть выра жением человеческой сущности. Они всегда социальны по своему происхождению, ибо возникают как результат воздействия обще ства на человека. Но обратная связь осу ществляется только поступками. Сложность человека отнюдь не в том, что в его сущно сти есть нечто кроме поступков и сверх по ступков, а в том, что их мотивы и следствия чаще всего не лежат на поверхности явле ний. Именно к таким выводам и приходит Батуев во время своего путешествия за ис тиной. Можно приветствовать исследователь ский пафос И. Герасимова, его стремление проникнуть в глубины психологии и поведе ния своих героев. Думается, однако, что он напрасно, в порядке полемической запаль чивости, попытался оспорить положение о том, что «от человека остаются только одни дела его», как справедливо говорил М. Горький, и поэтому только в делах и сле дует искать человеческую сущность. И. Герасимов ни в чем не поколебал принятых нами социальных критериев оцен ки человека, но на большом и интересном жизненном материале подтвердил их истин ность и сделал это в романе, который за служенно привлечет внимание читателей. А. Н и н у л ь к о в «БЕРЕГА»1 Стихотворение «Берега», открывающее книжку Нинель Созиновой, сразу оста навливает внимание читателя значитель ностью и самостоятельностью поэтической 1 Нинель С о з и н о в а . Берега. Новоси бирск, Зап.-Сиб. кн. изд., 1466. 184
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2