Сибирские огни, 1967, № 5
ным». Греха таить нечего — бывает и так. Но ведь закон нашей жизни в ином. Неда ром за последнее время мы так часто уз наем из газетных сообщений, из докумен тальной прозы о людях, которые когда-то — отнюдь не в погоне за славой — совершали подвиги. Поэтому роман, раскрывающий тайну доброго деяния и венчающий челове ка, его совершившего, будет и правдив, и увлекателен, и по-настоящему оптимисти чен, и необходим эффектом своего нравст венного воздействия. Впрочем, все это говорится отнюдь не в упрек И. Герасимову. Критик тоже имеет право помечтать, но в разговоре о конкрет ной книге он. бесспорно, должен исходить только из того, что в ней есть. А роман «Круги на воде» я отнес бы к достижениям нашей прозы, даже если бы в его основном содержании и не было открытий и писатель только повторял бы мысли, которыми сегод ня воздух советской литературы насыщен до предела. Ведь в искусстве важна не только сумма идей, высказанных художни ком. Не менее важны и те жизненные пла сты, которые он поднял, и вся система его художественной аргументации, и, наконец, форма организации материала. В этом плане достоинства романа «Кру ги на воде» очевидны. Перед нами широкие картины современной жизни, в которых не раздельно прошлое и настоящее. При всей исключительности и динамической напря женности событий их достоверность не вы зывает сомнений, ибо у И. Герасимова есть несомненное чувство меры. Нагнетая дра матизм, он не допускает ни натуралистиче ских чрезмерностей, ни ужасов. Действия его героев не продиктованы схемой и автор ским произволом, поэтому роман читается одновременно и с увлечением, и с доверием к его автору. И вот в процессе этого заин тересованного чтения обнаруживаешь, что мысль И. Герасимова полемична, что его роман вторгается в самую сердцевину со временных этических дискуссий. Герои пьесы А. Арбузова «Мой бедный Марат», осознав свои ошибки, ищут утеше ние в мысли о том, что «даже за день до смерти не поздно начать жизнь сначала». С этим можно согласиться, если пони мать всю исключительность, всю предель ную крайность такого вывода. Конечно, если твоя жизнь шла по невер ному пути, то лучше отречься от нее хотя бы на финише, чем упорствовать в проступ ках и ошибках до последнего дыхания. Но появились охотники придавать афо ризму Марата иное значение. Появились вы сказывания о том, что признание своей вины равносильно обновлению человека, пре доставлению ему права жить заново, с ну ля. И. Герасимов решительно восстает про тив подобного взгляда, приравнивая его к одной из форм беспамятности, забвения опыта, попытки отрешиться от прошлого... ...Батуев и Швец слышат, как «за де ревьями в стороне оврага треснули выстре лы Это расстреливали полицаев». И среди них — человека, с которым они вместе учи лись в школе. «—Жалеешь? — спрашивает Швец. — Его можно было заставить жить сна чала,— сказал Батуев. Он сказал то, о чем думал. Он никогда не скрывал перед Шве цом того, что думал. — Второй жизни у человека не бывает,— ответил Швец.—Это все ложь». Может быть, суровая категоричность его суждения продиктована военным временем и только в этих условиях оправдана? И. Ге расимов настаивает, что это не так. «Не слишком много лет понадобилось Батуеву, чтобы понять правду Швеца. А в то время он был еще мальчишкой, ему было тогда двадцать лет, и он сам еще не знал, что ничего из своей жизни нельзя отмести: все, что было в ней, остается с тобой». Когда же самого Батуева постигает беда, когда он остается один, узнав, какой доро гой ценой уплатила Лиза за слабость, ему вновь захотелось искать утешения в мысли о второй жизни. «— Как жить-то будешь,— спрашивает его Алевтина. — Еще не думал,— сказал он.— Хоть начинай все с начала. — Нет,— покачала она головой, и глаза ее стали сухие и жесткие. — Как же это с начала? С начала не льзя... Никто не может с начала... Жизнь-то одна. Как ее прожили, так за нее и отве чаем». Так Алевтина уже в мирное время по вторяет Батуеву уроки Швеца: «Ничего в этой жизни так не проходит, все с собой несем». После этого разговора с Алевтиной Иван Фомич окончательно убедился в закономер ности трагической смерти жены: она хотела жить заново, отбросив прошлое, а это не возможно — ничто в этой жизни так не проходит. Нужно сказать, что при всей суровости такого взгляда на жизнь он все-таки справедлив и общественно необходим, ибо требует постоянно помнить об ответственно сти и перед людьми, и перед собой. Наоборот, иная вера помогает слабому человеку совершать и проступки, и преступ ления, возлагая надежды на спасительную формулу: никогда не поздно начать новую жизнь. Однако, если признать правду Швеца и Алевтины, то возникает необходи мость ответить и на другой вопрос: а есть все-таки пути к настоящей, чистой и сча стливой жизни у человека, виновного перед обществом? Для Батуева этот вопрос имеет особое значение — и личное, и профессиональное. В конце романа его итоговые раздумья кру жатся, прежде всего, как мы знаем, вокруг предстоящей встречи с Костей. «Что ска зать ему? Как объяснить? А объяснить на до. Да, Алевтина права. Нельзя начать жизнь с начала. Есть человеческий опыт. Смолоду чаще всего привлекает доблестное, а низкое не замечают, отбрасывают. А если отбросить, забыть, то подлое очень легко ¡83
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2