Сибирские огни, 1967, № 5
Тылу врага. Не в душевном масштабе персо нажей: я вижу героя «Звезды» и саперов Некрасова в той же землянке, они друг друга хорошо понимали, жили той же жи знью. Писатели их по-разному изобразили, в этом не раскол на два мира, а только многообразие искусства». Стоит упомянуть, что различие художе ственных позиций, своеобразие целей, по ставленных различными авторами перед со бой, породило удивительное и радующее обилие писательских манер, проявившихся в изображении военных будней. «Носителя ми окопной правды» множно без малейшей натяжки назвать О. Гончара— в «Знаме носцах», Э. Казакевича — в «Звезде», В. Не красова — в повести «В окопах Сталингра да»: эти авторы, будучи воинами, непосред ственными участниками многих боев, позна ли войну изнутри. Но как по-разному они написали ее! Следовательно, дело не в прав де «окопной» или какой-либо другой, а в глубине постижения действительности, в природе художественного дарования. Прав Л. Лазарев, не соглашаясь с тем, когда «полноту картины жизни и степень ее правдивости ставят в прямую зависи мость от должности героя и величины изо бражаемого автором участка фронта». Белорусский прозаик В. Быков, чья ста тья «Живые — памяти павших» опублико вана в рецензируемом сборнике, очень до казательно утвержает: «Узость плацдарма— понятие условное. Не так важно, с какого НП (батареи или командарма) смотрит на войну герой, куда важнее, КАК он смотрит, ЧТО видит и ЧТО чувствует при этом». Как вывод воспринимаются слова Ю. Буртина: «Видимо, это общее правило: чем глубже выражает художник свое время, тем более долговечно и общечеловечно его искусство». Естественно, что, говоря об изображении Великой Отечественной войны в литературе, невозможно обойти проблему положитель ного героя. Этой проблемы касаются и авто ры сборника. Разумеется, один из самых многослож ных вопросов литературы не может быть решен легко и просто: ведь проблему изо бражения положительного героя в известной степени решает для себя — и каждый раз заново — каждый художник, сообразуясь со своим замыслом, жизненным материалом, со своими взглядами на искусство и творчески ми склонностями. Но. предполагая невоз можность «универсального» решения этой проблемы, хочется поспорить с некоторы ми «частными» положениями, высказанны ми в статье В. Пискунова «Написано вой ной». Справедливо полемизирует В. Пискунов с критиками, упрекавшими В. Некрасова и В. Панову за то, что «в рамках их произ ведений невозможно решить задачу созда ния образа положительного героя, способ ного служить примером». Вслед за этим В. Пискунов продолжает: «Живая практика советской литературы опровергает, столь по верхностные суждения. Наряду с героями, в которых воплощены передовые черты сов ременности, советская литература вырабо тала традицию изображения рядового че ловека в повседневных обстоятельствах его жизни. Ни одно, даже самое грандиозное произведение искусства,— продолжает В. Пискунов,— не может охватить весь мир целиком. Мы гордимся тем, что являемся на следниками Павла Корчагина, молодогвар дейцев, Мересьева; нужны и книги о по вседневных делах рядовых людей». Тут критик наряду с верными утвержде ниями допускает, на мой взгляд, неточности. Прежде всего возникает вопрос: на сколько закономерно противопоставление ге роев «рядовым людям» и их «повседневным делам»? Ведь нет (да и быть не может!) непроходимого барьера между «героями» и «рядовыми». Рядовым летчиком был Ме- ресьев, но особые условия, в которых он оказался, раскрыли перед всеми — как и перед ним самим — тот запас мужества, ко торого никто до этого в нем не подозревал. То же можно сказать о Павле Корчагине, о молодогвардейцах Следовательно, дело не только в том, КОГО выбрал автор для изо бражения — «героя» или «не героя», но и в том, на КАКОМ ЭТАПЕ духовного развития изображен человек. Сказанное, конечно, не означает, что обязательно ВСЕ «не герои» станут героями. Нет, корень в другом: про тивопоставление «рядовых» и «героев» мо жет только запутать вопрос о положитель ном герое. Сборник «Живая память поколений» — книга не только умная и содержательная, но и очень страстная. Сочетание углублен ного литературоведческого анализа с под линным горением, с осознанием места и ро ли нашей литературы в подвиге, совершен ном всем советским народом в годы Великой Отечественной войны, делает книгу особо значительной, интересной для широкого кру га читателей. Б. Т а т а р и н ц е в «ВОЗДВИГАЮ МИР ЧЕЛОВЕКА...» и п овый стихотворный сборник Эдуарда- са Межелайтиса1, в отличие от «Чело века» и «Кардиограммы»,— книга, необозри мая по богатству тем, настроений . Отмечая ее поистине энциклопедический охват имен и событий, «перенаселенность проблемами и во 1 Э. М е ж е л а й т и с . Авиаэтюды. Стихи написанные в самолете, М„ «Худ. лит.», 1966. 12 * 179
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2