Сибирские огни, 1967, № 5
КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ Ю N1 о с т н о в КНИГА О ПОДВИГЕ СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ...И пусть Не думают, что мертвые не слышат, Когда о них потомки говорят. Н и к о л а й М а й о р о в С '•-'борник статей «Живая память поко лений»1 привлекает внимание читате ля не только актуальностью и значительно стью поставленных в нем литературно-об щественных проблем, но и той внутренней цельностью, устремленностью и взволнован ностью, которые рождают ответное волне ние и желание избежать при разговоре обте каемых шаблонных фраз. Составитель сборника А. Коган во всту плении отмечает принципиальные особенно сти развития советской литературы в годы Великой Отечественной войны, определяе мые, в конечном счете, всеобщностью народ ного подвига, глубокой связью литературы с жизнью. В этом же вступлении сформули рованы задачи, стоящие перед книгой: ана лиз наиболее значительных произведений военных лет; выяснение причин, позволив ших этим произведениям выдержать про верку временем, остаться близкими совре менному читателю; стремление хотя бы выборочно представить картину развития 1 Живая память поколений. Великая Оте чественная война в советской литературе. Сбор ник статей. М.. «Худ. лит.». 1565. военной темы в современной советской ли тературе... Множество достаточно разносторонних задач, поставленных перед сборником, стремление охватить все жанры — от поэзии до драматургии, проанализировать не толь ко творчество писателей-профессионалов, но и рукописи тех, кто впервые в жизни взял ся за перо,— все это, казалось бы, вряд ли может способствовать целостности книги. Если же к этому добавить, что сборник от крывается стенограммой выступления Алек сея Суркова на партсобрании московских писателей 22 мая 1942 года, а другие статьи написаны в последние годы,— станет ясно, что и сама хронология словно бы противо стоит тому, чтобы книга производила впечат ление монолита, а не конгломерата, механи чески объединившего разнородные состав ляющие. И если книга получилась — а она, бес спорно, получилась,— то, в первую очередь, потому, что во всех своих частях подчинена одной цели: не только рассмотреть военную тему в литературном процессе огненных лет Великой Отечественной войны и последую щих годов, не только осветить прошлое, но и с высоты сегодняшнего дня осмыслить на стоящее — да, в известной степени, и буду щее— военной темы в советской литера туре. Теснейшая связь литературы с жизнью, неукоснительная верность жизненной прав д е— магистральная проблема книги. Об этом говорит А. Сурков, упомянутая стенограмма выступления которого впервые публикуется полностью. Поэт выступает против тех, кто культивировал «бездумное самолюбование», столь дорого стоившее нам в первые же дни войны. «Война показала, что у каждого редактора и у каждого поэта должно быть свое сердце, своя гражданская совесть. Редактор приходит и уходит, а чи татель-народ и народная жизнь остаются». Убедительнейшими примерами доказыва ет А. Сурков, что литература нужна лишь в том случае, если она правдива: малейшее 12 Сибирские огни № 5 177
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2