Сибирские огни, 1967, № 5

КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ Ю N1 о с т н о в КНИГА О ПОДВИГЕ СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ...И пусть Не думают, что мертвые не слышат, Когда о них потомки говорят. Н и к о л а й М а й о р о в С '•-'борник статей «Живая память поко­ лений»1 привлекает внимание читате­ ля не только актуальностью и значительно­ стью поставленных в нем литературно-об­ щественных проблем, но и той внутренней цельностью, устремленностью и взволнован­ ностью, которые рождают ответное волне­ ние и желание избежать при разговоре обте­ каемых шаблонных фраз. Составитель сборника А. Коган во всту­ плении отмечает принципиальные особенно­ сти развития советской литературы в годы Великой Отечественной войны, определяе­ мые, в конечном счете, всеобщностью народ­ ного подвига, глубокой связью литературы с жизнью. В этом же вступлении сформули­ рованы задачи, стоящие перед книгой: ана­ лиз наиболее значительных произведений военных лет; выяснение причин, позволив­ ших этим произведениям выдержать про­ верку временем, остаться близкими совре­ менному читателю; стремление хотя бы выборочно представить картину развития 1 Живая память поколений. Великая Оте­ чественная война в советской литературе. Сбор­ ник статей. М.. «Худ. лит.». 1565. военной темы в современной советской ли­ тературе... Множество достаточно разносторонних задач, поставленных перед сборником, стремление охватить все жанры — от поэзии до драматургии, проанализировать не толь­ ко творчество писателей-профессионалов, но и рукописи тех, кто впервые в жизни взял­ ся за перо,— все это, казалось бы, вряд ли может способствовать целостности книги. Если же к этому добавить, что сборник от­ крывается стенограммой выступления Алек­ сея Суркова на партсобрании московских писателей 22 мая 1942 года, а другие статьи написаны в последние годы,— станет ясно, что и сама хронология словно бы противо­ стоит тому, чтобы книга производила впечат­ ление монолита, а не конгломерата, механи­ чески объединившего разнородные состав­ ляющие. И если книга получилась — а она, бес­ спорно, получилась,— то, в первую очередь, потому, что во всех своих частях подчинена одной цели: не только рассмотреть военную тему в литературном процессе огненных лет Великой Отечественной войны и последую­ щих годов, не только осветить прошлое, но и с высоты сегодняшнего дня осмыслить на­ стоящее — да, в известной степени, и буду­ щее— военной темы в советской литера­ туре. Теснейшая связь литературы с жизнью, неукоснительная верность жизненной прав­ д е— магистральная проблема книги. Об этом говорит А. Сурков, упомянутая стенограмма выступления которого впервые публикуется полностью. Поэт выступает против тех, кто культивировал «бездумное самолюбование», столь дорого стоившее нам в первые же дни войны. «Война показала, что у каждого редактора и у каждого поэта должно быть свое сердце, своя гражданская совесть. Редактор приходит и уходит, а чи­ татель-народ и народная жизнь остаются». Убедительнейшими примерами доказыва­ ет А. Сурков, что литература нужна лишь в том случае, если она правдива: малейшее 12 Сибирские огни № 5 177

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2