Сибирские огни, 1967, № 5
мыкала к «Кузнице»; Гарт — украинская ор ганизация пролетарских писателей.—П. К.), ни попутчиков,—лучших и ближайших из них — мы со всеми должны установить те или иные формы соприкосновения В этом трудность нашей линии, здоровая ее зиг- загообразность (а не дубинн:я прямота), в этом ее преимущество» (IV, 353). По существу Фурманов был близок к идее о творческом соревновании писателей и литературных группировок, как условии развития литературы на данном этапе. Эта идея, как известно, нашла четкое оформле ние в программном партийном документе 20-х годов— в резолюции ЦК РКП (б) от 18 июня 1925 года «О политике партии в области художественной литературы». Уже из всего сказанного выше видно, что Фурманова глубоко не удовлетворяли метод и стиль руководства пролетарскими литературными организациями, которое осуществляли Родов, Лелевич, Вардин и другие напостовцы. Они .насаждали нравы, глубоко чуждые литературе: администри рование, комчванство, вождизм, игнориро вали мнение коллектива и т. д. Занятые организационной шумихой, они отвлекали писателя от главного —от творчества, от важных литературных проблем. Нравы групповщины проникали и в литературные кружки Выдвижение и печатание молодых писателей нередко определялось не истин ной ценностью их творчества, а побочными соображениями Журнал «На посту» фак тически стал не органом всей Ассоциации пролетарских писателей, а органом неболь шой группы людей — так называемого напостовского руководства РАПП, которое присвоило себе чрезвычайные полномочия назначать редколлегии журналов, изменять секретариат МАНН и т. д. Так, вопреки Фурманову, напостовцы вывели из редкол легии журнала «Октябрь» Гладкова и Бе резовского Фурманов настаивал на реор ганизации журналов с тем, чтобы они были подотчетны правлениям МАПП и РАПП, а не руководяшим «пятеркам», «семеркам», «девяткам» — группочкам, которые созда вались напостовиами взамен нормальных выборных органов. С начала 1926 года журналы «Октябрь» и «На посту» стали выходить с обновленным составом редкол легий (без Родова). причем журнал «На посту» получил новое название — «На ли тературном посту». Фурманов боролся не только за органи зационную перестройку журналов. В ряде случаев он выступал против типично на- постовекпй критики литературы. Например, по поводу статьи А, Зонина «Надо перепа хать» (о литературном отделе «Красной нови»), напечатанной в № 2—3 «На посту» за 1923 год и третировавшей всех попутчи ков (А. Толстого, М Шагипян, А. Малыш- кина, Вс. Иванова и др), Фурманов говорил автору «Ты написал статью, что «Новь» надо перепахать. Так и озаглавил. Неверно, по-мальчишески запальчиво и вредно. Что там —одни сорняки? Надо дифференцировать. Пантелеймон Романов — тоскливый эпигон, ничего нового не видит. А вот у чужого по идеологии Пильняк» есть талант, надо терпеливо указывать на идейные вывихи. Но кой-чему можно нам и поучиться. Зоркость художника иногда- создает яркий верный образ вопреки за мыслу. Десятки примеров дает литература прошлого. Это у тебя не партийная кри тика»1. Сам Фурманов давал образцы подлинно* партийной критики, отличающейся прин ципиальностью и в то же время широтой взглядов на литературу, пониманием ее специфики. Таковы его рецензии на сборник «Недра», альманах «Наши дни», книги В. Свешникова «Батраки», Ю. Либедян ского «Неделя», М. Алексеева «Большеви ки», П. Дорохова «Колчаковщина», С. Гри горьева «Мальчий бунт» и другие, опубли кованные в журналах «Октябрь», «Печать и революция» и «Новый мир». Особенно же примечательны статьи Фурманова о «Же лезном потоке» А. Серафимовича («Ок тябрь», 1926, № 2) и о «Виринее» Л. Сей- фуллиной («На литературном посту», 1926, № 2 ). Статьи и рецензии Фурманова красноре чиво говорят о том, что он искренне радо вался каждому достижению советской ли тературы, каждому значительному, талант ливому произведению, вышло ли оно из-под. пера пролетарского писателя или попутчи ка. С каким восторгом встретил он произ ведение Серафимовича «Железный поток», появившееся в сборнике «Недра»! Он пи сал: «Это произведение следует отнести гс тем, которыми будет гордиться пролетар ская литература... Читается повесть как героическая эпопея. Изданную отдельной книжкой, ее надо широчайше распростра нить по Красной Армии» (III, 344) С не меньшей радостью отнесся Фурманов и к повести попутчицы Сейфуллиной «Виринея». увидев в этом произведении успех всей- советской литературы, а в героине — яркий образ женщины, в которой революция про будила дремавшие в ней незаурядные силы. Между тем, статьи Фурманова об этих крупных произведениях советской ли тературы из-за соображений группового- порядка приняты были в рапповских жур налах далеко не дружелюбно. История их. публикации лишний раз подчеркивает, насколько чужды были Фурманову груп повщина и сектантство и как резко он рас ходился в подходе к литературе с напо- стовцами. «Из всего, что написано о «Железном- потоке», это — лучшее»1 2.— говорил Серафи мович по поводу статьи Фурманова «О «Железном потоке» А. Серафимовича». И действительно, статья Фурманова — примечательное явление критики 20-х Годов. 1 А. 3 о н и н. Черты большевика —В кн.с Фурманов в воспоминаниях современников. М,„ ♦Советский писатель», 1959. сгр. 152. 2 А С. С е р а ф и м о в и ч . Собр, соч., т. X, М„ Гослитиздат, 1948, стр. 456. 174
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2