Сибирские огни, 1967, № 5
иыми выразителями эпохи. Пролетарская литература у напостовцев была лишена тра диций и союзников, оказалась изолирован ной от широкого литературною движения. Иной точки зрения придерживался Фур манов. Он говорил: «Наше время, по пре имуществу,— время объединений и установ ления контакта с родственными организа циями, а не время расколов и разжигания второстепенных расхождений. Фронт про- летлитературы должен быть во что бы то ни стало фактически объединен, наиболее близкие из непролетарских писателей должны быть активно вовлечены в орбиту нашего воздействия...» (IV, 364). Во время борьбы с напостовцамц Фур манов требовал решительного сближения и с «Кузницей», и с рядом писателей-попут- чяков. Он заявлял: «Нет таких резких противоречий у нас с «Кузницей», на 50 процентов — это пуф. «Кузнецов» можно и должно ассимилировать в своей среде, даже и таких, как Ляшко, да! Артема (Веселого,— П. К.) и Дорогой- ченко преступно отогнали от себя, прес тупно. С попутчиками вроде Сейфуллиной, Бабеля, Леонова преступно задерживаются отношения...» (IV, 354). Отношение Фурманова к попутчикам полностью отвечало той линии, которую в этом вопросе осуществпяла партия, счи тавшая, что в массе своей попутчики стоят на стороне советской власти и что к ним должен быть выдержан бережный и так тичный подход, проводиться принцип ком мунистического воспитания. Лишь неболь шая группа попутчиков, зараженных сме новеховской, буржуазной идеологией, под лежала разоблачению (Е. Замятин, Н. Клю ев и др.). Эта линия не устраивала напостовцев. Более того, в статье Г. Лелевича «Нужна партийная линия», опубликованной в пер вом номере журнала «На посту» (1923 г), утверждалось, что у партии вообще нет своей линии в области литературы. Предав забвению труды Ленина, его основопола гающую статью «Партийная организация и партийная литература», документы пар тии по вопросам литературы, в частности письмо ЦК РКП (б) 1920 года «О пролет- культах». напостовиы претендовали не больше не меньше как на выработку пар тийной линии в литературе, на руководство от имени партии развитием литературы. Объявив группу «На посту» «Политбюро пролетарской литературы», они стали про тивопоставлять себя партийным органам, подменять их в руководстве литературой. По существу, это было продолжение про леткультовской борьбы за автономию ор ганизаций культуры, литературы, искусст ва, за их независимость от партии. Стремление напостовцев подменить пар тийную линию в литературе, выступать от имени партии и в то же время их недове рие к партийным органам вызывало со •стороны Фурманова решительный протест. Он считал, что без «политического руко водства нет и не может быть нормального роста пролетарской литературы»1. «Вопрос политический в нашем деле,— утверждал он,— это вопрос совершенно естественный, неотоывнып: как партия руководит борьбой и работой на фронтах нашей общественно сти, так она будет руководить и на фронте литературном»2. Его глубоко возмущало по ложение, создавшееся в Ассоциации про летарских писателей из-за действий напо стовцев. «Всесоюзная и Московская орга низации пролетарских писателей,— отмечал он,— фактически поставили себя в такое положение, что ни ЦК, ни МК не считают эти организации себе подсобными, так как они слишком мало имеют точек соприкос новения с общепартийной линией в дани ).м вопросе и всею системой своего поведения отнюдь не стремятся приблизиться к парт- органам, а, наоборот, отмежевываются от них...» (IV, 362). За то, что Фурманов держал тесную связь с ЦК партии, напостовцы назвали его «предателем» и обвинили, как в тяжком грехе, в «антипапостовстве». С чувством глубокого уважения относился Фурма.нов к центральному органу партии. «Здесь,— пи сал он,—не пропадешь — тут воистину в своем штабе! Эх, ЦК, ЦК: в тебе пробу дешь три минуты, а зарядку возьмешь на три месяца, на три года, па целую жизнь» (IV, 356). Поэтому в ответ на обвинения в «предательстве» и «антипапостовстве» он заявлял: «Я пошел к представителю отдела печати ЦК потому, что не считаю зазорным вообще по некоторым вопросам заходить посоветоваться в ЦК, и только групповым злопыхательством, только ис ключительной узостью подхода и даже несознательностью можно объяснить убеж дение, будто в ЦК вообще ни с чем нельзя ходить за советом» (IV, 352). Опираясь на общую установку партии по вопросам литературы. Фурманов разо блачал литературную политику напостов цев как несостоятельную и противопостав лял ей политику более гибкую, учитываю щую всю сложность создавшеюся положе ния: «Ихняя линия привлекает неразмышля ющего простотой и «ясностью»: «мы кучка правоверных, а кругом одни враги — до лой, бей, трави их, подлецов!» При таком убеждении, конечно, и политика, система действий чрезвычайно упрощается: правы всегда только мы, кучка. Наша политика сложнее и труднее, по тому она может одного испугать своей трудностью, другого сбить с толку, не пой мет он ее сразу: наша политика требует большого напряжения сил и энергии и уменья и политичности, потому что она из поля своего воздействия фактически не выпускает ни ЦК-МК, ни «Кузницу» — «Твори!», ни Гарт (группа «Твори!» при 1 ИМЛИ, 11.62.1022. г «На литературном посту», 1928, № 5, стр. 21 173
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2