Сибирские огни, 1967, № 5
Расценивая организационное строитель ство пролетарской литературы как предпо сылку для успешной творческой работы, тру дясь над укреплением пролетарских лите ратурных организаций, заботясь о создании условий для творческой деятельности про летарских писателей (Фурманов был одним из организаторов журнала «Октябрь» и Пролитфонда, входил в комиссию при от деле печати ЦК РКП (б) по оказанию ма териальной поддержки пролетарским писа телям. хлопотал о создании издательства для них и т. д.), Фурманов на деле осу ществлял политику партии по вопросам ли тературы. Фурманов гордился успехами пролетар ских писателей. Во вторую годовщину группы «Октябрь» он произнес привет ственную речь, в которой подчеркивал, что «Октябрь» явился основателем МАПП, ру ководящим ядром ВАПП и Международ ного бюро пролетарских писателей. «Два года — небольшой срок, а сделано очень много. Небольшая группа протестантов, которая твердо заявила о необходимости равнения литературы на рабочие массы, выросла в мощную организацию, объеди няющую почти всех пролетарских писате лей» («Октябрь», 1924, № 4, стр. 212). 25 января 1925 года Государственная ака демия художественных наук (ГАХН) от- открыла выставку революционной литерату ры. Осмотрев ее, Фурманов сделал такую запись в книге отзывов: «То, что вижу те перь, вижу впервые... Выставка наглядно убеждает, что пролетарская литература уже есть и растет изумительно» («Русская лите ратура», 1960, № 3, стр. 207). В некоторых высказываниях Фурманова по вопросам литературы можно заметить упрошенные формулировки, свойственные напостовской-рапповской критике. Напри мер, в письме к Луначарскому он заявлял: «Мои писания не столько для эстетических наслаждений, сколько для соответственно го воспитания в духе наших дней» (IV, 469). Разумеется, противопоставление эсте тических задач воспитательным было несо стоятельно. Однако, при всей близости к напостов- цам-рапповцам, позиция Фурманова никог да не была тождественна их позиции. Уже при вступлении в группу «Октябрь» он ого варивается, что не все в ее платформе при нимает, Фурманов был против сектантского замыкания пролетарских писателей в пре делах своей группы. Он считал, что необхо димо идейное воздействие, воспитательная работа по отношению к писателям-попут- чикам. «Воспрещается сотрудничество в «Красной нови», «Красной ниве», «Огонь ке»... Это крепко суживает поле литератур ной деятельности. Думаю, что следовало бы не убегать от этих журналов, не предостав лять их чужой литербратии, а, наоборот, завоевать, в чем они еще не завоеваны,— и сделать своими... Полагаю, что этот во прос в дальнейшем каким-то образом дол жен будет подняться во весь рост» (IV, 324). В дальнейшем разногласие Фурмано ва по этому и другим вопросам с руково дящим составом РАПП —напостовцами стало углубляться и наконец вылилось в форму открытого конфликта. Нельзя сказать, что напостовцы оказа лись глухи к резкой критике, раздававшей ся в их адрес. После майского совещания 1924 года, которое состоялось в ЦК РКП (б), даже наиболее ортодоксальные напостовцы, наподобие Родова и Лелевича, стали вы сказываться о попутчиках более терпимо, но на практике они продолжали проводить свою линию, суть которой вытекала из не верной предпосылки, что писатели, органи зационно не связанные с партией, не смогут смотреть на мир глазами пролетариата и правильно отражать жизнь. Фактически мо нопольное и привилегированное право на зываться пролетарским писателем и поэтом напостовцы оставляли за небольшой груп пой людей, что вызывало справедливый протест. 6 апреля 1925 года на диспуте в клубе ЦК РКП (б) «О разногласиях в ли тературной политике» Маяковский, напри мер, говорил так: «Леф идет плечом к плечу с напостовцами в вопросах проле тарского искусства и литературной полити ки... но Леф протестует против засахари вания кучки людей, против делания «про летарских мумий», полных комчванства... Не ярлыком решается вопрос о «пролетар- ственности» писателя, а литературным со ревнованием. Надо сорвать ярлык, пере тряхнуть патенты, тогда слово «пролетпоэт» получит смысл»1. Нападки напостовцев на попутчиков резко усилились в начале 1925 года. Лу начарский отмечал, что поддержка январ ской конференции пролетарских писателей «вскружила голову руководителей ВАППа и толкнула их опять в сторону демаго гии»2. Это сказалось уже в резолюции, при нятой конференцией. В ней утверждалось, что «попутническая художественная лите ратура — это в основе своей литература, на правленная против пролетарской револю ции»3. Здесь же говорилось о «захвате власти» пролетариатом в области искусства, то есть решение вопроса об идейно-твор ческой гегемонии пролетариата предлага лось искать не путем творческого соревно вания, создания подлинных художественных ценностей нового искусства, как указыва ла партия, а чисто административным путем. Борьба Фурманова с напостовцами раз вернулась с весны 1925 года, но противо речия между ним и напостовцами зрели давно. Олицетворением всего ложного и губительного для дела литературы Фурма нов считал одного из «лидеров» напостов-* 5 ' «Известия». 1925, 8 апреля Цит. по кн.: В. И. Иванов. Формирование идейного единства советской литературы 1917—1932 гг. М., Гослит издат, 1960, стр. 175—176. 5 «Литературное наследство», т. 74, стр. 35 («Тезисы о политике РКП(б) в области литерату ры»), 3 «Правда», 1925, I февраля. .Д70
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2