Сибирские огни, 1967, № 5
его группы «Перевал» — рецензия на сбор ник «Перевал» № 1, вышедший в июне 1924 года. В рецензии писатель отнюдь не отметает все напечатанное в сборнике. Но даже в произведениях, оцениваемых в це лом положительно, он обращает внимание на отдельные срывы авторов. Например, в повести В. Ветрова «Кедровый дух» как ляпсус он считает неверное изображение революционера Степана Степнова, который показан по приезде в деревню морально опустившимся, по-жандармски орущим на мужиков и т. д. По утверждению Фурма нова, и в других произведениях сборника обнаружились опасные симптомы и прова лы идеологического порядка, свидетельство вавшие об одном — «о недостатке строгой классовой выдержанности, об идеологиче ской неустойчивости отдельных писателей, объединившихся вокруг «Перевала». Идеологическим шатаниям писателен группы «Перевал» Фурманов противопо ставлял принцип партийности как решаю щий критерий художественного творчества и оценки произведений литературы и ис кусства. «Каждое художественное произ ведение должно не только заинтересовывать или увлекать своими техническими совер шенствами—его задача более ответствен ная и сложная: оно частичка, крупица того строительного материала, которым сози дается коммунистическое общество. Только под этим углом зрения можно подходить к оценке, и с этой именно точки зрения от меченные дефекты опасны или даже вредны»11. В борьбе против линии редактора «Красной нови» Воронского и его группы «Перевал» отчетливо проявились в Фурма нове черты пиеателя-большевика, писателя- бойца, озабоченного идейным вооружением советской литературы и правильным опре делением путей ее развития. К этому периоду в истории советской литературы, когда шла борьба за утверж дение силы и значения пролетарских писа телей, Фурманов предполагал вернуться, начав незадолго до смерти работу над ро маном «Писатели». В записях о Воронском, предназначенных для «Писателей», его дея тельность характеризуется критически, в соответствии с той позицией, которую он занимал по вопросу о пролетарской лите ратуре: «Партия вручила это дело (литера турное.— П. К.) Воронскому. В нем душок либерализма. Помогая направо, зло косился налево. Пролетписатели берут его под об стрел» (IV, 419). Вместе с тем, Фурманов подходит те перь к нему более объективно, без той го рячности и крайностей в суждениях, кото рые проступали иногда в его записях в период самой борьбы с «воронщиной». Фур манов отмечает самостоятельность оценок Воронского, его компетентность, большую работоспособность: «6. Самостоятельность тона... Знает себе цену. Силен — связями. 1 ИМЛИ, II.62.640. Дурашлив характером. Вообще ко всем не брежен... 7. Но он массу работает, в этом нельзя отказать — садится за рукописи с 9-ти утра и горы хламу прочитывает преж де, чем попадется, хоть одна чуточная хо рошая вещь. Работоспособность — огром ная. Компетентность — тоже»1. Судя по тому, что Фурманов настоял на включении статьи Воронского в качестве предисловия к собранию сочинений Есени на, он объективно ценил его литературно- критические работы. Вообще он вниматель но следил за его литературно-критическими характеристиками писателей, хотя далеко не со всем в них соглашался.2 * * * Если конец 1923 и весь 1924 год для Фурманова прошли под лозунгом: «Крепче держите знамя пролетарской литературы!» и были связаны с неустанной борьбой за укрепление и признание пролетарской ли тературы как одной из важнейших состав ных частей литературы советской, если ос новной удар в этой борьбе наносился по тем, кто выступал противниками пролетар ских писателей (Троцкий, Воронений, «пе ревальцы»), то последний год жизни Фур манова был ознаменован его решительным выступлением против напостовцев — тех, кто искажал самую идею пролетарской литера туры, привнес в пролетарское литературное движение дух сектантства и комчванства, насаждал интриги и склоки и уводил пи сателей от творческих задач в мир органи зационной шумихи. Не следует Фурманова начисто отде лять от напостовства, как это наблюдается во многих исследованиях, посвященных ав тору «Чапаева» и литературной борьбе 20-х годов. В деятельности напостовцев было свое рациональное зерно. Фурманов вместе с напостовцами бо ролся за пролетарскую литературу, за объ единение пролетарских писателей в массо вой литературной организации. Он был одним из организаторов РАПП. В августе 1924 года он участвует в совещании отдела печати ЦК РКП (б) по вопросу о предстоя щей Всесоюзной конференции пролетар ских писателей, входит в организационный комитет по созыву этой конференции и по поручению комитета готовит доклад по ор ганизационному вопросу. Первая Всесоюз ная конференция пролетарских писателей состоялась 6—42 января 1925 года. На ней Фурманов был избран членом правления РАПП. На конференции он сделал доклад «Организационная система ВА11П»3, 1 ИМЛИ, 11.62.25«. 2 См. в связи с этим нашу статью «О литера турных записях» Д. Ф урм анова*«В опросы ли тературы». 1965, № 6. 3 «На литературномрюсту». 1928, № 5. Терми ны РАПП и ВАПП упофеблялись тогда как рав нозначные, ВАПП —Всесоюзная ассоциация про летарских писателей —фактически создана в 1928 году, как объединение Ассоциаций пролетарских писателей в республиках* 109
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2