Сибирские огни, 1967, № 5

«с чрезвычайным послаблением» (IV, 332) относился к материалу, идущему по лите­ ратурно-художественному отделу, проявлял «слепое благоговение» (IV, 337) перед ста­ рыми писателями, стремился во что бы то ни стало провести сборник стихов Клычкова (а «там стихи о лампадках, троеручицах и прочей благодати. Написаны часто велико­ лепно, но по содержанию и настроению сов­ сем нам чужие» (IV, 331),— так отзывается Фурманов о стихах этого поэта). Называя Воронского «консерватором», Фурманов за­ являет: «...из нового кой-что он понимает, но понимает, и только. А водружать новое, укреплять, развивать, помогать, выводить — на это его не хватает. И потому он будет перекувырнут» (IV, 332). Активно включившись в борьбу на лите­ ратурном фронте, Фурманов не раз крити­ ковал позицию Воронского и группы «Пе­ ревал». Он принял 10 сентября 1924 года участие в совещании МАПП с группой Леф (В. Маяковский, О Брик, Н. Асеев и др.), на котором договорились о дальнейшем совместном выступлении по вопросам лите­ ратуры, в том числе и против Воронского. Соглашение между МАППом и Лефом о совместных действиях на литературном фронте было принято значительно раньше — еще в октябре 1923 года. И хотя разногла­ сия между этими группами существовали, их объединяло общее требование дать от­ пор проявлениям в литературе буржуазной идеологии и утвердить литературу в ка­ честве оружия революционной борьбы. Лидера Лефа Маяковского Фурманов рассматривал как надежного политического союзника в развернувшейся литературной борьбе. В свою очередь, Маяковский отно­ сился к Фурманову дружески, с большим уважением. По делам журнала «Леф» он не раз встречался в Госиздате с автором «Чапаева». Надпись поэта на № 4 этого журнала, подаренного Фурманову, весьма многозначительна — она звучит как призна­ ние политического авторитета Фурманова, выражение поэтом глубокой личной симпа­ тии: «Тов. Фурманову, доброму политакуше- ру, от голосистого младенца Лефенка. За Лефов В. Маяковский. 4.1.24 г.»1. После выхода поэмы «Владимир Ильич Ленин» первым отдельным изданием Мая­ ковский подарил ее Фурманову с такой надписью: «Тов. Фурманову Маяковский дружески. 25.V.25 г.»1 2. Отношение Фурманова к Маяковскому было противоречивым. Воспитанный на классической русской поэзии, он предпочи­ тал традиционный стих и многое не прини­ мал в творчестве Маяковского (плакат- ность, отсутствие психологизма, порой на­ рочитая огрубленность образов и лексики). Не принимал он и того, что связывало Мая­ ковского с футуризмом, в частности, его и ‘ «Огонек», 1951, № 15, стр. 19 (публикация Н. В. Реформатской). г «Огонек», 1955, № 3, стр 24 (публикация В. Лидина), лефовцев выпады против классического на- следства. Настороженно относился Фурма­ нов к явной пропаганде формализма, кото­ рая раздавалась со страниц журнала «Леф». В самой группе Леф боролись раз­ ные тенденции, и в журнал проникало не только то, что полностью отвечало взгля­ дам Маяковского, но все это шло за подпи­ сью редактора Маяковского. Фурманов далеко не все принимал у лефов и не от­ делял от них великого поэта. Однако пи­ сатель не мог не видеть и не ценить ис­ кренний революционный пафос Маяковско­ го, его преданность революции. Он с глубоким сочувствием отнесся к «чистке поэтов» устроенной Маяковским,— к его ре­ шительной борьбе с эстетикой старья, де- кадентщиной, всем тем, что чуждо револю­ ционной эпохе (III, 277—280). И что чрез­ вычайно важно, Фурманов высоко ценил в деятельности поэта самое главное — поли­ тическую близость к партии. Именно на этом главном прежде всего и превыше все­ го сходились Маяковский и Фурманов. Для Маяковского Фурманов был «доб­ рым политакушером». а Фурманов в бесе­ де с поэтом Д. Петровским 26 мая 1923 года говорил о Маяковском: «Зато в отношении близости политической, пожалуй, он самый близкий, и не зря близкий. Он, надо быть, и в прошлом близок был...» (IV, 317) Зна­ менательно также, что Фурманов близко к сердцу принял поэму «Владимир Ильич Ленин» — вещь переломную в творчестве Маяковского, произведение, с которого соб­ ственно и начался зрелый, классический этап в его поэзии. «Вот это мне по душе. Очень хорошо»1,— так отозвался Фурманов о поэме, услышав ее в авторском испол­ нении. Совершенно иначе отнесся к поэме о Ленине Воронений, который находил ее «неискренней»2, не давшей образ настояще­ го Ленина. (Вообще, Воронский во многом подходил неправильно к творчесгву Мая­ ковского). Выступая против Воронского, вместе с другими руководителями Ассоциации про­ летарских писателей Фурманов добивается того, что в сентябре 1924 года в состав редколлегии «Красной нови» решением ЦК РКП (б) были введены заместитель за­ ведующего отделом печати ЦК В. Сорин и видный общественный деятель и литератор Ф. Раскольников, близкий к пролетарским писателям,—до этого Воронский редакти­ ровал журнал фактически единолично. Про­ летарские писатели теперь получили доступ и в журнал «Красная новь» В 1925 году, кроме третьей части «Мятежа», Фурманов опубликовал в «Красной нови» очерки о Фрунзе. «Я наконец-то попадаю и сюда — с удовлетворением. Это победа над Ворон- ским!» (IV, 339),— отмечает он в дневнике. Один из важных документов борьбы Фурманова против ошибок Воронского и 1 А. И с б а х. Лицом к огню. М., «Советский писатель», 1958. стр. 99. 2 А. В о р о н с к и й . Искусство видеть ивф, М., изд. «Круг», 1928. стр. 21. 168

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2