Сибирские огни, 1967, № 5
дозрительность ко всем другим у напостов цев приобретала такие гипертрофированные формы, что И. Вардин утверждал: «Лите ратурная Чека нам необходима»1. С. Родов прямо писал о попутчиках как врагах со ветского строя и заявлял: «Они даже ча стично не могут стать на нашу точку зре ния» и представляют собой «естественный резерв» для буржуазии1 2. Ослепленный груп повой борьбой, С. Родов доходил до такого обвинения: «Воронский организует все имеющиеся в современной советской лите ратуре реакционные элементы»3. Это обви нение противоречит фактической роли Во- ронского в литературном движении первой половины 20-х годов. «Слинял» Воронский (пользуемся выражением Д. Бедного) пос ле 1925 года, эволюционировав в своих ли тературно-эстетических воззрениях в сторо ну идеализма (теория непосредственных впечатлений, интуитивизм и пр.), а в поли тических — в сторону троцкизма (позднее Воронский отошел от троцкистской оппози ции и был восстановлен в партии). Воронский был, безусловно, прав, защи щая от напостовцев писателей-попутчиков. Ведь речь шла о таких талантливых писа телях и поэтах, которые внесли большой вклад в развитие советской литературы,— это Вс. Иванов, Н. Тихонов, Л. Леонов, К. Федин и др. Воронскому претил вуль гаризаторский, упрощенческий подход на постовцев к литературе. Между прочим, та кой подход отталкивал от них многих поэ тов и писателей. В Ч924 году из МАППа вышли М. Светлов, А. Веселый, М. Голод ный и другие (они присоединились к груп пе «Перевал»), В это же время с Ворон- ским блокировалась «Кузница» (Ф. Глад ков, В. Бахметьев и др ). В 1924 году боль шая группа писателей обратилась в ЦК РКП (б) со специальным письмом, в котором протестовала против «огульных на падок» напостовцев4. Однако надо заметить, что отстаивание чисто групповых интересов мешало и той и другой стороне —- и Воронскому, и напо- стовцам. Оно уводило их от широких за дач советской литературы к групповщине и цеховщине. На это им указывалось неодно кратно. в том числе такими авторитетными деятелями партии, как Луначарский и Фрунзе; резкое осуждение «кружковщина» вызвала позднее со стороны М. Горького5. Литературная междоусобица зачастую со 1 К вопросу о политике РКП(б) в художест венной литературе. М., изд «Красная новь». 1924, стр. 96. 2 «На посту» 1923, № 2—3, стр. 17, 26. 3 Там же. стр. 28. * «К вопросу о политике РКП(б) в художе ственной литературе» стр. 106—10/ 5 См. речь А. В. Луначарского на совещании в ЦК РКП(б) 9—10 мая 1924 г. (в кн.: К вопросу -о политике РКП(б) в художественной литературе. М., изд. «Красная новь» 1924). речь М. В. Фрун зе на литературной комиссии ЦК РКП(б) 3 мар та 1925 г. в кн.' М В Фрунзе. Собр. соч., т. III. М.—Л., Госиздат, 1927), статью М. Горького «О пользе грамотности» (в кн.: М. Горький. Собр, соч. в тридцати томах, т 24, М., Гослитиздат. 1953). влекала спорящие стороны с принципиаль ных позиций, и на первый план выступало стремление «захватить власть», «командо вать» в литературе. Особенно рьяно боро лись за «командные высоты» напостовцы, которые претендовали ни мало ни много, как на то, чтобы «править» в литературе от имени партии. Что это было бы за «прав ление», легко себе представить по печаль ной памяти «напостовской дубинке» — под таким теомином вошла в историю совет ской литературы критика, раздававшаяся со страниц журнала «На посту». По словам Бабеля, Воронский не считал творчество Фурманова художественным (IV, 368). Хотя он был талантливым и эсте тически чутким критиком, он не смог по нять своеобразия фурмановских произведе ний. Например, он игнорировал докумен тально-художественную природу «Красного десанта» и требовал переделать его так, чтобы в основе повести лежал вымысел. О «Чапаеве» и «Мятеже» Воронский обмол вился лишь несколькими словами, находя, что они «интересны», но что «это больше мемуарные записки»1. То есть произведения эти, с точки зрения критика, лежали где-то сбоку от настоящего художественного твор чества. Рассматривая вопрос об отношении Фур манова к Воронскому и руководимой им группе «Перевал», было бы, однако, непра вильным заострять внимание на личных моментах, так как разногласия между ними носили ярко выраженный принципиальный характер. Политической ошибкой Воровского было то, что он, увлеченный творчеством действи тельно талантливых писателей, которые со средоточились вокруг него в «Красной но ви» и «Круге», не заметил роста и значения пролетарской литературы. В сущности, он прошел мимо таких крупных явлении со ветской литературы, как «Чапаев» Фурма нова и «Железный поток» Серафимовича. «Воронский... не признает нашей борьбы за господство пролетарской литературы, за дело политическое!»2— так сформулировал Фурманов суть своих (и МАПП) расхож дений с Воронским. Он поддерживал жур нал «На посту» в его борьбе за пролетар скую литературу; поддерживал и критику журналом «вороншины». В отношении же к попутчикам объектив но Фурманов стоял ближе к Воронскому, нежели к напостовцам, но, в отличие от него, четко и последовательно проводил за дачу идейного воспитания этих писателей из среды демократической интеллигенции. Ему не нравился у редактора «Красной но ви» «душок либерализма». Работая в Госиздате, Фурманов не раз сталкивался с Воронским, который, будучи членом правления Госиздата, противодей ствовал организации журнала «Октябрь»3, 1 А. К. В о р о н с к и й . Литературные «аписи, Изд. «Круг», 1926. стр. 55—56 2 ИМЛИ, II, 62. 1215, Дневн. запись ет I мар та 1924 г. 3 Там же. 167
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2