Сибирские огни, 1967, № 5
Группа пролетарских писателей «Ок тябрь» была создана в декабре 1922 года. В нее вошли А. Безыменский, А. Дорогой- ченко, С. Малашкии, А. Жаров, И. Доро нин, А. Веселый. Ю. Либединский, С Ро дов, Г Лелевич, А. Тарасов-Родионов и др. Преемственно «Октябрь» был связан с пролетарским литературным движением в стране —Пролеткультом и «Кузницей». Однако образование этой группы объясня ется как раз глубокой неудовлетворенно стью ряда поэтов и писателей литературно эстетической позицией «Кузницы» — абст рактностью, космизмом, слабой связью с современностью и г. д Ядро «Октября» составили в значительной части писатели, входившие ранее в «Кузницу» и заявившие 12 декабря 1922 года специальным пись мом в «Правде» о разрыве с ней. «Октябрь» поставил своей задачей объединить силы пролетарской литерату ры, теоретически обосновать вопросы раз вития пролетарского искусства, разрабаты вать темы рабочей жизни и быта. На пер вый план группа выдвигала вопросы идейности, классовости и партийности, что в условиях нэпа, оживления буржуазный взглядов и настроений в искусстве было чрезвычайно важно. Идейно-художественная программа этой группы позднее была принята Московской ассоциацией пролетарских писателей, кото рая на первых порах включила в себя, кро ме «Октября», группы «Молодая гвардия», «Рабочая весна» (МАПП организована в марте 1923 г.), и Всесоюзной ассоциацией пролетарских писателей (организационно оформлена в январе 1925 г.). Печатными органами группы «Октябрь» и в целом А4АПП стали журналы «На посту» (начал выходить с июня 1923 г.) п «Октябрь». Антагонистом пролетарских писателей, объединившихся в группе «Октябрь» (за тем в МАПП), выступил редактор «Крас ной нови» критик А. Воронений В 1921— 1922 годах Фурманов поддерживал линию журнала «Красная новь», похвально отзы вался о деятельности Воронского-редакто- ра.1 Воронским з первую половину 20-х го дов на самом деле было сделано очень много полезного для развития советской литературы (борьбз против литературы внешней и внутренней эмиграции, отстаи вание реализма, привлечение на нашу сто рону жизнеспособной старой художествен ной интеллигенции, выявление и поддержка новых талантливых писателей и т. д.) Но уже в это время у него начинают прояв ляться серьезные ошибки. В статье «Искус ство как познание жизни и современность» Воронский, утверждая познавательную сущность искусства, недооценил его преоб разующую роль. В статье «О пролетарском искусстве и о художественной политике на шей партии» он поддержал тезис Троцко- 1 См об этом ь нашей статье «Дм. Фурманов и литературные журналы 20-х годов», опублико ванной в сб.: Из истории советской литературы 20-х годов. Иваново, 1963, стр. 17—27* го о невозможности создания пролетарской литературы и искусства в переходный от капитализма к социализму период. Воронский считал, что для решения этой задачи в стране,пока нет ни матери альных, ни культурных предпосылок, что надо ограничиться овладением старой куль турой в целях революции. Это был бесплод ный и бесперспективный тезис, находящий ся в прямом противоречии с тем, что делал сам Воронский —как редактор и критик он фактически утверждал литературу нового мира, способствовал ее развитию. В своей практической деятельности ре дактора журнала и руководителя издатель ства «Круг» Воронский все больше и больше ориентировался на писателей-попутчиков, считая их основным ядром в литературе и терпимо относясь к их идейным заблуж дениям. Писатели, тяготевшие к Веронскому, к журналу «Красная новь» и издательству «Круг», объединились в литературную груп пу «Перевал». Она была создана в проти вовес МАПП и в особенности — группе «напостовцев» (от названия литературно критического журнала «На посту»). Вторая половина 1923 года и весь 1924 год в литературной жизни страны прошли под знаком ожесточенной борьбы между Воронским и следовавшими за ним критиками и писателями — с одной сторо ны, и группой пролетарских писагелей и критиков, объединившихся вокруг журнала «На посту»,— с другой стороны Дискуссия между ними шла в печати, на литератур ных собраниях, на заседаниях литератур ной комиссии ЦК партии. Фурманов, как секретарь МАПП, был в самом ц,_нгре этой борьбы, и его линия на первых порах во многом совпадала с той, которую прово дили напостовцы (С. Родов, 5. Волин, Г. Лелевич, И. Вардин и др.). Они настойчиво и последовательно ра зоблачали троцкистский капитулянтский ло зунг о пролетарской литературе Напостов цы боролись против буржуазной и мелко буржуазной литературы, были непримиримы к идеологически чуждым влияниям. Вместе с гем, в ходе дискуссии и в осо бенности на совещании в ЦК РКП (б) по вопросам художественной литературы, со стоявшемся 9—10 мая 1924 года (на этом совещании присутствовал и Фурманов), бы ла вскрыта несостоятельность позиции на постовцев во многих отношениях. Действуя, по словам Воронского, «локтями, ногами, обухом, оглоблей, чем попало»,1 напостовцы обрушили «заушательскую» критику не только на попутчиков (Леонов, Никитин, Эренбург, М. Шагинян, А. Толстой н мн. др.), но и на Асееза, и на Маяковского, и далее на Горького. Создавалось впечат ление, что а советской литературе кругом одни враги, право на существование имеет лишь группа пролетарских писателей. По- 1 А. В о р о н с к и й . Искусство и жизнь. М,—Л., изд. «Круг», 1924. стр. 8. 109
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2