Сибирские огни, 1967, № 5
ступил как глубоко современный писатель. Основной темой его произведений стано вится тема революции и гражданской вой ны, которая звучала тогда не как истори ческая тема, а как острая, актуальная тема современности. Разрабатывая ее, Фур манов, как и другие советские писатели, решал вопросы о движущих силах и пео- спективах революции, о подлинном герое современности, о роли партии в жизни на рода. Его произведения по-своему вмеши вались в горячие споры и полемику тех лет. Прав Е. И Наумов, который по пово ду книги «Чапаев» писал, что в условиях ожесточенной борьбы нашей партии про тив ее врагов, пытавшихся поколебать в народе веру в прочность союза рабочего класса и крестьянства, книга «Чапаев» имела боевое звучание1. Столь же дейст вен и актуален по своей идейно-художест венной проблематике был роман «Мятеж». Фурманов считал, что каждое художе ственное произведение должно помогать строительству нового мира, быть обращено к широким народным массам, воспитывать их в духе идеалов коммунизма. Поэтому требование коммунистической идейности было самым коренным в системе эстетиче ских воззрений писателя. «Художественная правда,— говорил он,— заключается в том, чтобы без утайки рассказывать все необхо димое, но рассказывать правильно, то есть под определенным углом зрения» (111,293). Из приведенного высказывания со всей очевидностью вытекает, чго основой твор ческого метода советской литературы Фурманов считал принцип партийности и решающее значение в работе писателя придавал мировоззрению. Он заявлял: «Надо учиться ленинизму — глубокому и верному пониманию жизни и человеческих отношений» (IV7, 471). Ратуя за литературу общественно-по лезную, предназначенную для широких на родных масс, Фурманов отстаивал народ ность и реализм, следование Еравде самой жизни. Он требовал от художественных произведений простоты и доступности. Это вовсе не значит, что он не придавал серь езного значения художественной форме, наоборот, он подчеркивал, что содержание предопределяет форму, они взаимообус ловлены. «По-моему,— говорил он,—со держание должно неизбежно, органически рождать те рифмы, которые ему необходи мы, которые его выражают» (IV, 256). Но Фурманов был непримиримым врагом вся кого эстетства и формализма как чуждых подлинному искусству. На вопрос «Как пи сать?» он отвечал: «Так, чтобы это дей ствовало в отношении художественном, подымало, будило, родило новое. Драма, повесть, стихотворение — все равно. Толь ко не упивайся одной техникой — она вещь формальная... голая любовь к форме — это нечто даже враждебное, совсем чуждое 1 Е. И. Н а у м о в. Д. А. Фурманов. Изд. 2-е, испр. М., Гослитиздат, 1954, стр, 67, поэзии. Пиши, чтоб понимали» (IV, 386-387). Фурманов много думал над вопросами литературного мастерства, принципами по строения характеров, композицией, раскры тием психологии героев. При этом он не изменно обращался к опыту писателей- классиков и писателей-современников. В 1925 году на вопросы одной из анкет он ответил, что особенно сильное влияние на него оказали Лев Толстой и Достоевский, из современных писателей в числе лео 6 и - мых он назвал М. Горького, И. Вабеля и Л. Сейфуллину1. Свои литературно-эстетические воззре ния и взгляды на задачи советской лите ратуры Фурманов неизменно отстаивал и проводил в практической литературной ра боте —как писатель, редактор, критик и один из видных деятелей литературного движения 20-х годов. В 20-е годы советская литература пе реживала период своего становления. Ста новление это протекало в острой литера турной борьбе, которая являлась отраже нием классовой борьбы в стране. Уже в начале 20-х годов Фурманов принял участие в этой борьбе, резко вы ступив против «завядшего букета» буржу азно-эстетских литературных течений и школ, поддерживая росгки нового, рево люционного искусства (III. 273—276) Во прос о путях развития советской литерату ры особенЕю обострился в 1923—1924 го стах. Именно в /г и годы возникло большинство литературных группировок, между которыми шла ни да ожесточенная борьба: МАПП (в дальнейшем РАПП), «Перевал», «Левый фронт искусства», «Литературный центр конструктивистов». Несколько раньше появились «Серапионо- вьг братья» (1921) и Всероссийское объеди нение крестьянских писателей — ВОКП (1921). Каждая из литературных группировок имела свою эстетическую платформу и претендовала на «свое слово» в литерату ре. В теоретических декларациях литера турных группировок было немало наносно го, ошибочного, ложного, но это был иск-' ренний поиск ответов на вопросы: что такое советская литература, каково место писателя в новом обществе, каков должен быть метод художественного творчества и т. д.? Решающее значение для формиро вания советской литературы имело, разу меется, само творчесЕво писателей, их про изведения. Однако было бы неправильным игнорировать попытки теоретически осмыс лить развитие ли-ературы, которые возни кали непосредственно в складывающемся литературном процессе. Осенью 1923 года Фурманов примкнул к литературной группе «Октябрь». На во прос, почему он решил вступить именно в эту группу, Фурманов отвечал: «Платфор ма ближе, чем где-либо» (IV, 324). 1 Советские писатели. Автобиографии в двух томах, т, 2., М., Гослитиздат, 1959, стр« 588« 165
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2