Сибирские огни, 1967, № 5

КЕЧЛТШШШ П.КУПРИЯНОВСКИЙ ДМ. ФУРМАНОВ В ЛИТЕРАТУРНОЙ БОРЬБЕ Об авторе «Чапаева» и «Мятежа» мож­ но говорить не только как об одном из первых писателей социалистического реа­ лизма, закладывавшем своим творчеством, наряду с другими писателями, фундамент советской литературы, но и как о челове­ ке, который теоретически осмысливал за­ дачи нового искусства, сознательно борол­ ся за него. В советскую литературу Фурманов при­ шел непосредственно с полек сражений. Гражданская война закалила его, вооружи­ ла богатым личным революционным опы­ том, дала материал для основных его про­ изведений В литературе, как и на поле боя, он оставался пламенным бойцом-коммуни- стом. Свою работу писателя Фурманов рас­ сматривал как продолжение борьбы за ре­ волюцию, за утверждение социалистического строя при помощи нового оружия — худо­ жественного слова. «Со своим временем надо чувствовать срашенность и следовать, не отставая,— шаг в шаг» (IV, 259)',— таков был девиз Фурманова. В статье «Спасибо» (1923) он утверждал: «Надо уметь ловить пульс жизни, надо всегда за жизнью поспе­ вать,— коротко сказать, надо быть всегда современным, даже говоря про Венеру Милосскую...» (III, 286). Фурманов считал, что оставаться «чи­ стым художником» невозможно, что любая деятельность, в том числе и литера­ турная, лишь в том случае будет плодотвор­ ной. если сохпаняегся «широкая, всесто­ ронняя ориентация». «Политика, экономи­ ка, искусство — это лишь отдельные виды человеческой деятельноеiи, в совокупности называемые человеческой жизнью, и кто не понимает хотя бы одной из них, тот никогда не может верно изображать и че- 1 Ссылки на издание: Дм. Фурманов. Собр. соч. в четырех томах. М., Гослитиздат, 1960—1451; здесь и далее даются в тексте: римские цифры обозначают том, арабские —страницы. ловеческую жизнь» (III, 281). Искусство, по Фурманову, неотрывно от политики. Он понимал, что в творческие планы писателя нередко будут вторгаться требо­ вания дня. Известие о вступлении Анри Барбюса в Коммунистическую партию вы­ звало у Фурманова размышления о черно­ вой партийной работе и литературном творчестве, о долге и дисциплине комму­ ниста и подлинной свободе художника. Фурманов знал Анри Барбюса как «автора прекрасных романов» Ht пострадает ли в нем творец, художник, будучи связан пар­ тийной дисциплиной? — вот вопрос, кото­ рый волновал Фурманова. И на этот во­ прос в дневниковой записи «Чапаев» и счастье» он дал такой ответ: «Итак, Бар- бюс, ты хорошо сделал, что вступил в Коммунистическую партию. Постарайся охранить себя как творца — и пусть тебе в этом поможет Компартия, но не чурайся вконец, не отходи и от той как бы черной, маленькой и ненужной работы, которая по существу является строительной...»1. И здесь, как можно легко заметить, учитывая специфику труда писателя, ху­ дожника, творца, видя в этом труде глав­ ное, основополагающее начачо всей его деятельности, Фурманов тем не менее не­ изменно проводит мысль о связи труда пи­ сателя с ежедневной, будничной, строи­ тельной работой партии и парода. Эту связь он понимает отнюдь не утилитарно, не упрощенно, а как кровную, заинтересо­ ванную озабоченность делами и заботами народа, перспективами развития страны. Именно это, по мысли Фурманова, дает писателю широкую всестороннюю ориен­ тацию и крепкую сращенноеib со своим временем Сам Фурманов в своем творчестве вы- Отдел рукописей Института мировой лите­ ратуры им. М. Горького Академии наук СССР (далее сокращенно обозначается: ИМЛИ), 11.62.1951, дневн. запись от 3 марта 1923 г. 164

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2