Сибирские огни, 1967, № 5
КЕЧЛТШШШ П.КУПРИЯНОВСКИЙ ДМ. ФУРМАНОВ В ЛИТЕРАТУРНОЙ БОРЬБЕ Об авторе «Чапаева» и «Мятежа» мож но говорить не только как об одном из первых писателей социалистического реа лизма, закладывавшем своим творчеством, наряду с другими писателями, фундамент советской литературы, но и как о челове ке, который теоретически осмысливал за дачи нового искусства, сознательно борол ся за него. В советскую литературу Фурманов при шел непосредственно с полек сражений. Гражданская война закалила его, вооружи ла богатым личным революционным опы том, дала материал для основных его про изведений В литературе, как и на поле боя, он оставался пламенным бойцом-коммуни- стом. Свою работу писателя Фурманов рас сматривал как продолжение борьбы за ре волюцию, за утверждение социалистического строя при помощи нового оружия — худо жественного слова. «Со своим временем надо чувствовать срашенность и следовать, не отставая,— шаг в шаг» (IV, 259)',— таков был девиз Фурманова. В статье «Спасибо» (1923) он утверждал: «Надо уметь ловить пульс жизни, надо всегда за жизнью поспе вать,— коротко сказать, надо быть всегда современным, даже говоря про Венеру Милосскую...» (III, 286). Фурманов считал, что оставаться «чи стым художником» невозможно, что любая деятельность, в том числе и литера турная, лишь в том случае будет плодотвор ной. если сохпаняегся «широкая, всесто ронняя ориентация». «Политика, экономи ка, искусство — это лишь отдельные виды человеческой деятельноеiи, в совокупности называемые человеческой жизнью, и кто не понимает хотя бы одной из них, тот никогда не может верно изображать и че- 1 Ссылки на издание: Дм. Фурманов. Собр. соч. в четырех томах. М., Гослитиздат, 1960—1451; здесь и далее даются в тексте: римские цифры обозначают том, арабские —страницы. ловеческую жизнь» (III, 281). Искусство, по Фурманову, неотрывно от политики. Он понимал, что в творческие планы писателя нередко будут вторгаться требо вания дня. Известие о вступлении Анри Барбюса в Коммунистическую партию вы звало у Фурманова размышления о черно вой партийной работе и литературном творчестве, о долге и дисциплине комму ниста и подлинной свободе художника. Фурманов знал Анри Барбюса как «автора прекрасных романов» Ht пострадает ли в нем творец, художник, будучи связан пар тийной дисциплиной? — вот вопрос, кото рый волновал Фурманова. И на этот во прос в дневниковой записи «Чапаев» и счастье» он дал такой ответ: «Итак, Бар- бюс, ты хорошо сделал, что вступил в Коммунистическую партию. Постарайся охранить себя как творца — и пусть тебе в этом поможет Компартия, но не чурайся вконец, не отходи и от той как бы черной, маленькой и ненужной работы, которая по существу является строительной...»1. И здесь, как можно легко заметить, учитывая специфику труда писателя, ху дожника, творца, видя в этом труде глав ное, основополагающее начачо всей его деятельности, Фурманов тем не менее не изменно проводит мысль о связи труда пи сателя с ежедневной, будничной, строи тельной работой партии и парода. Эту связь он понимает отнюдь не утилитарно, не упрощенно, а как кровную, заинтересо ванную озабоченность делами и заботами народа, перспективами развития страны. Именно это, по мысли Фурманова, дает писателю широкую всестороннюю ориен тацию и крепкую сращенноеib со своим временем Сам Фурманов в своем творчестве вы- Отдел рукописей Института мировой лите ратуры им. М. Горького Академии наук СССР (далее сокращенно обозначается: ИМЛИ), 11.62.1951, дневн. запись от 3 марта 1923 г. 164
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2