Сибирские огни, 1967, № 5
ся они, как известно, в непрерывном дви жении. И совсем не об одном и том же пишут «все поэты». А главное — не одина ково. Л.. Решетников, конечно, знает это. и приведенное выше, видимо, продиктовано скромностью, желанием не выделяться. Но желание это, мягко говоря, неприемлемо в труде поэта. Оно может повредить если не поэту, то его читателям, их пониманию его работы. Ведь сказать свое поэтическое сло во об армии Л. Решетникову удалось имен но потому, что он познал и прочувствовал ее будни и подвиги не так, как «все поэты», а по-своему. Поэзия — капризный род творчества. Иногда очень трудно доискаться, устано вить —почему у поэтов отдельные стихи, тематически близкие к лучшим их создани ям, все же получаются неполноценными, слабыми. Есть такого рода неудачи и среди ар мейских стихов Л. Решетникова. Рассудоч ным и малодейственным кажется мне, на пример, стихотворение «О памяти». Но не столько эти отдельные неудачи, как мне известно, беспокоили поэта в по следнее время, сколько то, что армейский, воинский характер его стихов, составивших первые книги, мог обернуться, как ему ка залось, некоторой односторонностью его поэзии. Отчетливо понимая это, он пытает ся раздвигать границы своего лирического мира. Иногда это достигается за счет обращения к другому, не армейскому ма териалу; иногда —за счет нового, в част ности, лирического подхода к явлениям, казалось бы, требующим прямой публици стики. Но и в том и в другом случае успех приходит все же тогда, когда поэт не из меняет своей «солдатской», бойцовской по зиции, своему жизненному опыту, словом, не изменяет самому себе. Стихотворение «Сыну» посвящено воспи танию не солдата, а мальчика, которого балует мать. Но оно впечатляет потому, что поэт в нем остается самим собой и, ду мая о будущем, находит достойные своих взглядов на жизнь и мироустройство олова: ...Победы слава, встреча у псрога, И свет, что озарит материки, И воткнутые в землю у дороги Свой трудный век отжившие штыки..« Но этот путь под силу тем кто слякоть Не распускает от любой беды. Не плачь, когда от боли надо плакать. Реви, коль пожалеют без нужды. К этим же попыткам относятся раскры вающие личность повидавшего виды рус ского человека, воина-освободителя. ока завшегося за рубежами нашей Родины, сти хи о трудовых людях Австрии и Венгрии, где автору довелось провести несколько послевоенных лет. Я имею в виду в первую очередь такие стихи, как «Хлеб», «Горы», «Эдельвейс» и некоторые другие. Как-то в начале этого пятилетия Л. Ре шетников говорил мне, что поэты везде, не зависимо от их местожительства, на равных правах работают прежде всего для чита теля. Л. Решетников верит в своего читате ля, и настоящее творческое общение с чи тателем у него с каждым годом становит ся шире и прочнее, потому что с каждым годом пополняется его лирическая летопись, растет его литературное хозяйство. Не ограничиваясь работой в области поэзии, он в 1965 году в Воениздате выпустил в свет книгу прозы «Меридианы мужества». Она свидетельствует о том, что армейские, воинские «запасы» ушедшего в запас под полковника все еще велики, что тревоги и заботы воина его не покинули. Но вместе с тем она свидетельствует и о другом —о стремлении ее автора расширить тематиче ские рамки своей работы, раздвинуть roj ризонты видимого им мира. В основе этой книги лежит материал, находящийся на стыке армейской, военной и общечелове ческой, гражданской тем. Книга является для Л. Решетникова как бы мостом от од ного, хорошо освоенного им, но довольно узкого круга жизненно важных вопросов, к другому, менее известному ему, но более широкому. Об этом же свидетельствует и книга стихов «Земное притяжение», существенно пополняющая лирику поэта-воина. Лучшие стихи книги наполнены гражданским па фосом, полны примет нашей сегодняшней жизни, конкретны и образны («Все при выкли пить мы полной мерой», «Сон», «О лаптях и ракетах», «Ничто на свете не случайно», «Перед вылетом», «За днями риска и сомнений» и др.). Для них по- прежнему характерен воинский «угол зре ния» автора. Примечательно стихотворение «Октябрьской ночью 1957 года». В нем рассказывается о том, как солдаты на уче ниях, ждавшие сигнала к атаке, вдруг «на грани неба и земли» увидели странную звезду. Я выглянул. Вдоль полосы нейтральной. Перед глазами нашими как раз. Плыла звезда, как огонек сигнальный Иль папироса, на ветру светясь. Странная звезда Э1а была быстро разга. дана. То был наш первый спутник. И встре ча с ним вызвала глубокое раздумье: Гремела артогнем .передовая» И мы ползли сквозь ночь на животе. Еще самим себе не отдавая Отчета в том. что мы уже не те. Чуткое внимание к новостям жизни, стремление понять жизнь в ее многообра зии видны и в ряде других стихотворений, вошедших в книгу «Земное притяжение». Но там, где Л Решетников теряет свой угол зрения, стихи его становятся холодно ватыми. маловыразительными. Таково, на мой взгляд, стихотворение, давшее назва ние упомянутой книге. Над ним не заси дишься в раздумье, к нему не будешь обра 162
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2