Сибирские огни, 1967, № 5
•ству с армейской жизнью, для чего доста точно было бы творческой командировки, -создавал Л. Решетников свой поэтический мир. Изнутри армейского быта, с полей сражений пришли, идут к читателям его лучшие произведения, наполненные не од нажды виденным, пережитым и прочувство ванным. Недаром его стихам чужды ритори ческая крикливость и пустоватая хлесткость строк, с чем нередко приходится встречать ся в стихах некоторых поэтов об армии. Стихи Л. Решетнйкова не похожи на тако го рода поделки к праздникам, как не по хож тяжелый, изнурительный бой на воен ный парад. И потому, что поэт — талантлив, и по тому, что он познавал жизнь из перво источника, отличительными приметами уже первых его стихов стали достоверность и непосредственность восприятия изображае мого мира. Правда, иногда стихи эти по лучались еще наивными, но они были на делены всеми признаками жизни, были жи вы, а временами незабываемо ярки. В шинели не по росту и в обмотках, Как наши переходы, бесконечных. Мы, пареньки безусые, пехота. Отныне здесь бытуем. Здесь живем. Среди камней и ржавчины болота Мы ночью вспоминаем о былом. Это — армейское, предвоенное. А вот —другое стихотворение: Сколько их? Не считал, дорогая. Мы убитых устали считать. В этом поле, от края до края. Кровью полита каждая п дь. Это уже война, первые ее месяцы. Стихи эти прямы и без прикрас суровы. 'И коротки, как дневниковая запись. Это и понятно: писались они под огнем, в корот кие минуты затишья, тогда же, когда писа лись письма домой или делались заметки в записной книжке. Не случайно некоторые из них появились позднее («Знамя», 1942, № 1—2) под названием, которое говорит само за себя,—«Дневник войны». Составив шие впоследствии первую книгу поэта «По ходные костры», они были именно солдат ским поэтическим дневником войны. От этих прямых, иногда непритязатель но-простоватых, но подкупающих достовер ностью первых стихотворных опытов, относящихся к последним двум-трем пред военным годам и к началу войны, Л. Ре шетников затем пришел к стихам более глубокого видения и понимания сложностей жизни. Но это пришло не сразу. Становление поэта не могло проходить и даваться ему легко. Тем более, что и на чалось оно в трудную пору военной стра ды. Но, видимо, сильным было его поэти ческое призвание, а выпавшие на долю сол датские впечатления и испытания действо вали на него в двух направлениях: они, конечно, мешали его нормальной жизни, но вместе с тем способствовали накоплению человеческого, душевного опыта и, следо вательно, способствовали дворческому со зреванию, росту. Надо думать, что он не мог бы вырабо тать становившееся все более гибким и вместительным свое лирическое письмо без трудолюбия и обращения к богатствам классического поэтического наследия. Нема ло сказало и подсказало Л. Решетникову и творчество многих приглянувшихся ему современников, таких, как Н. Тихонов, А. Сурков, Я. Смеляков. Но усилия молодого поэта, складывав шегося в трудных условиях сороковых го дов, оказались не напрасными в первую очередь именно потому, что у него была и есть своя область жизни, которую он знает досконально, своя большая тема. К этой теме, как главной теме своей жизни, он возвращается впоследствии сно ва и снова, от книги к книге. И каждый раз поднимается на новую ступень челове ческой зоркости и поэтического мастерства. В каком неисчислимом множестве сти хов читали мы, например, о русском побед ном громовом «ура!». Но вникните в скром ные и так эмоционально звучащие строки из стихотворения «Ночная атака», вошед шего в книгу «На дальних рубежах», и вы доймете, как выгодно не похожи они на те — написанные по сложившимся поверх ностным представлениям — пусть звонкие и виртуозные, пусть принадлежащие из вестным авторам стихи! Вся ночь, притаившись, молчала. Еще не настала пора. И вдруг вдалеке зазвучало Протяжно и тихо «ура!» Как будто за сопкою дальней Вдруг кто-то большой застонал. И звук тот —глухой и печальный — До слуха едва долетал. Но ближе, все ближе по полю Катился он. И, как игла, Щемящая ниточка боли Сквозь сердце внезапно прошла. Но рядом с хрипеньем и хрустом Бежали, дыша горячо, И сам я летел через бруствер. Вперед выдвигая плечо... Тонок, психологически правдив, потому и притягателен рисунок приведенных строк. Вот, оказывается, какой гаммой жгучих чувств, каким напряжением живого серд ца, какой высокой ценой достигается по- бедность знаменитого «ура!», если о нем свидетельствовать не со стороны. В одном из стихотворений, вошедшем в книги «Высокая звезда» и «На дальних рубежах», поэт мечтал сложить Такую песню, чтоб до слова. До запятой —чтоб вся она. Как людям —конь, коню —подкова, Была тебе в пути нужна. Мне представляется, что нашей поэзии насущно нужен такой поэт, каким является Л. Решетников в его стихах о войне и ар 160
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2