Сибирские огни, 1967, № 5
ПУБЛ1ЛКДЦ1Л1Л Е. Д Р УЖИНИНА ВОСПОМИНАНИЯ О П. В. НУЧИЯНЕ (к 70-летию со дня рождения) С Павлом Васильевичем Кучияком я по знакомилась в 1937 г. на туристской базе Аскат, расположенной на живописном бере гу бурной реки Катуни. За пользование ма ленькой комнаткой и туристической столо вой он должен был один или два раза в неделю проводить с туристами экскурсии в горы. Эту обязанность П. В. Кучияк вы полнял охотно: страстно влюбленный в Ал тай, он хотел, чтобы и другие люди полю били его горные вершины, альпийские луга, сказочно красивые озера и бурные реки. Хождение по горным тропам не составляло для него никакого труда: он был легок, подвижен, привык повсюду ходить пешком. Во время остановок для отдыха Кучияк усаживал группу на какую-нибудь живо писную лужайку и начинал рассказывать народные алтайские сказки. Рассказывая, Кучияк менял интонации, темп речи и даже свой голос. С высоких нот он внезапно переходил на низкие, а иногда начинал говорить нараспев или из давал звуки, похожие на рычание зверя. Среди сьазок была и такая, в которой фи гурировал шаман во время камлания. Тут гамма звуков была еще более разнообраз ной и таинственной, а разговорная речь че редовалась с пением и свистом. Кучияк по казал нам жилища алтайцев: его все зна ли, И он запросто входил в любой дом, всюду встречая радостный прием. Туристы были в восторге от экскурсий ■с Кучияком. Все чувствовали себя с ним просто и непринужденно. Помню, что при спуске с гор мы даже бегали наперегонки. Кучияку понравилось, что я стремительно ■сбегаю вниз, не уступая ему в быстроте, и он дал мне прозвище Горный Козел. Мне ■было тогда 21 год. Как случилось, что, пробыв в Аскпте ••овеем короткий срок (экскурсия длилась 10 дней), я сделалась близким другом са мого популярного человека на Алтае— Ку- чияка? Чтобы это стало понятным, я долж на немного рассказать о себе. Поступая в МГУ, я решила избрать сво ей специальностью историю народов СССР. Меня не огорчало, что в этой области сде лано пока еще мало: значит, нам, новым историкам, предстоит большая, интересная работа. Изучение истории по книгам я хо тела непременно связать с наблюдением действительности. На 1-м курсе у меня возник план про вести летние каникулы в Ойротской авто номной области на Алтае. Для того, чтобы подготовиться к поездке и сделать ее как можно более содержательной, я прочла книги С. А. Токарева, Л. П. Потапова и др. До чего же интересно было проверить на месте сведения, почерпнутые из книг! И можно представить себе, как я обра довалась, когда уже на туристской базе Аскат меня познакомили с коренным ал тайцем, горячо любящим свой народ и зна ющим на Алтае каждую тропинку. Что ка сается Кучияка, то его очень тронуло, что студентка серьезно интересуется алтайца ми — их историей, бытом, языком, относит ся к ним с большой симпатией. Во время наших бесед он то и дело восклицал: «Вы и о курмежеках знаете?», «Да Вы, оказы вается, уже знакомы с нашим языком!» Кучияк был беспредельным оптими стом,— и это нас тоже сближало. Он радо вался, видя, как меняется все вокруг, как быстро растет культура алтайского народа. На себе самом он испытал могучее влияние Октябрьской революции. Сын шамана, раз делявший в детстве все предрассудки сво ей среды, он из неграмотного мальчика по имени Ит-Кулак (т. е. Собачье Ухо) пре вратился в крупного фольклориста и писа теля. Один из основателей первого алтай ского театра, он был и его первым актером. Кучияк побывал в Москве, был участником ! съезда советских писателей, где познако мился с Максимом Горьким. Он с большим 151
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2