Сибирские огни, 1967, № 5

«Повитель». Анисья — Л. Морозкина, Григорий Бородин — А. Малышев. Фото В. А х м е р о в о й лью «психологической». И всегда на выручку приходят зоркий глаз и художническая интуиция — эта лакмусовая бумажка таланта. Когда Лидия Захаровна мучилась ролью Катьки-буфетчицы, режиссер, стараясь помочь ей, все приговаривала: «Должно быть неглиже с отвагой». Она'поняла точ­ ность этого своеобразного определения лишь позже, на гастролях в одном южном городе. В ресторане, где актеры питались, их обслуживал молодой официант, на ред­ кость обходительный, даже подобострастный Однажды они увидели этого человека за столиком — он был, очевидно, свободен и пришел в ресторан в качестве «клиента». В черном костюме, развалившись в кресле, он небрежно подзывал официантов — своих товарищей и диктовал заказ, держась с ними крайне надменно. Было смешно и не­ ловко на него смотреть И Морозкина поняла: «Так вот же оно — неглиже с отва­ гой!» Так родилось зерно образа Катьки. Процесс осмысления роли для Морозкиной — это всегда путь через жизненные ассоциации. Она играет хорошо лишь тогда, когда знает, как такое бывает в жизни. Разумеется, речь идет не о слепом копировании действительности, не о фотографии. Но в основу образа актриса всегда берет то, что видела своими глазами В спектакле «Судебная хроника» Я Волчека Морозкина получила роль жены человека, которого убили хулиганы Уже на первой репетиции она не могла читать — спазмы перехватывали горло. Незадолго перед тем у ее соседки по квартире нелепо погиб сын. И теперь она не могла забыть, как женщина рассказывала ей обо всем, что предшествовало этой смерти. Что сын говорил, как себя вел. какое у него было настроение. Все это теперь, когда его не стало, обрело особый смысл, сделалось важ­ ным и значительным. И вот, прочитав роль, Лидия Захаровна почувствовала себя на месте этой женщины, своей соседки. Ее героиня должна была ощущать то же самое и соответственно вести себя. Волнение, которое она испытала, слушая женщину, вновь охватило ее на репетиции, и она не смогла сдержаться. Однако жизнь бесконечно многообразна, как многообразны и впечатления чело­ века. Лишь интуиция художника помогает уловить и зафиксировать главное, нужное для образа и отбросить ненужное. Морозкина обладает этим качеством вполне От­ того даже в сатирических ролях, где порой она балансирует на острие ножа,— поте­ ряй равновесие и будет «перебор», безвкусица,— даже в таких ролях актриса сохра­ няет драгоценное чувство меры. Именно гак было с ее завкадрами Стукашиной, из 148

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2