Сибирские огни, 1967, № 5

ИСКУССТВО М. РУБИНА ПРАВДА И ТОЛЬКО ПРАВДА В годы актерской молодо­ сти Лидии Захаровны Мороз­ киной ее считали актрисой «театра Островскою», то есть исполнительницей ролей в ос­ новном бытового плана. Про­ шло время, и все убедились, что мнение это было ошибоч­ ным. Морозкина — острохарак­ терная актриса. Но ей близки и драма, и лирика. От «Ост­ ровского» у нее, пожалуй, лишь удивительная органика быта. Каждая героиня Морозкиной выносит на сцену родную ей среду, свою человеческую и со­ циальную биографию. Ее бу­ фетчица Катька из спектакля «Светлая» В. Лаврентьева так смачно жевала колбасу с хле­ бом, а потом на глазах у всех ковыряла в зубах, так лихо щелкала на счетах свои «сверх­ прибыли», что одною этого было уже достаточно для «зна­ комства». Этакая хапуга, лов­ кая, жадная и нахальная. В спектакле «Самая ко­ роткая ночь» по пьесе Р. На­ зарова Морозкина играла эпизот дическую роль старой ' кресть­ янки, матери главного героя. Весь эпизод сводился к теле­ фонному разговору, который старушка вела со своим ученым сыном. Старая женщина с усталым лицом, в платочке, со спущенным па плечи полу­ шалком, в трогательных мальчиковых ботинках, «сроду не говорила по телефону». Зво­ нок сына страшно переполошил ее. Разговор получился беспорядочным, как все теле­ фонные разговоры, когда сказать хочется много, а выходит, что говоришь все о пустя­ ках. К тому же связь работает плохо, слышимость неважная, и трубку то и дело при­ ходится брать девушке из сельсовета, выполнять роль «переводчицы». Со слезами в голосе мать расспрашивает сына о нем самом, о жене и детях, а в ответ на вопрос о своей жизни говорит, что продала козу «на что она мне...» Фразу эту актриса бросает как бы мимоходом, небрежно, но зрителям ясно, что в ней, в этой фразе — будни женщины, ее повседневность, где продажа козы главное собы­ тие Вместе с тем мать понимает, насколько незначительно такое событие в сравнении с тем, чем живет сын, и тем, что он значит для нее. Отсюда эта ее фраза мимоходом. При всей своей' трогательной наивности женщина в какие-то мгновения мате- Ю Сибирские огни № 5 145

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2