Сибирские огни, 1967, № 5
тетом и служебным положением, устраивал многим ссыльным. Первая поездка Кона в Туву продолжа лась с 22 февраля по 23 марта 1902 года. Собранные материалы, в особенности этно графические коллекции, на редкость разно образны и весьма богаты по содержанию. Они отражают буквально все стороны жизни народа: земледелие, с применением примитивных оросительных сооружений, ко чевое скотоводство и оленеводство (в Тод- же), охоту и рыболовство. Словом, в кол лекциях Кона представлен весь комплекс материальной и духовной культуры тувин ского народа. Собирая фактический и вещевой мате риал, Кон обращал внимание на социальную структуру тогдашнего тувинского общества, на верования и суеверные пережитки. Две большие коллекции состоят из предметов ламаизма и шаманства. Ламаизм, как раз новидность буддизма, был тогда самым тяжким бременем в тувинском обществе. Коллекция под номером 488 состоит из орудий пыток и наказания. Здесь известный «шагай» — кожаная плоская многослойная колотушка для нанесения ударов по щекам во время дознания, различные палки — «манзы», ножные и ручные кандалы, де ревянные колодки. Большое место в коллекциях занимают предметы жилища, домашней утвари, экспо наты, связанные с уходом за молочным скотом. Здесь деревянные подойники с раз ным орнаментом, разновидность намордни ков для телят, ошейники и волосяные ве ревки «джеле» «челе», для привязывания телят во время доения коров и другое. Имеются лекарства для скота в виде кусоч ков алебастра, красной глины и прочее. К орудиям земледелия относится соха типа «андазын», деревянные и металличес кие лопатки для прочистки оросительных каналов, веяния хлеба, серп в виде ножа, «озук» — копалка для добывания съедобных клубней сараны, кандыка, пиона и др. К редким предметам собирания корней отно сится женская плетеная сумка из сухо жильных ниток, подвязываемая к спине во время копания сараны. Употребление диких растений, особенно в районах Байтайги, Тоджн, Кара-Коля, мы наблюдали и в 1950-е годы. Коллекция «Орудия передвижения и их принадлежности» состоит из подлинных предметов и моделей. К ним относятся мо дель лодки «Онгача» из двух спаренных ло дочек, в носовой части которой вырезана голова лошади; типы праздничных, вьюч ных, мужских, женских и детских седел, среди них имеются седла для лошади, верб люда, быка, оленя. В районе Тувы — Тоджи и в наши дни оленеводство не утратило своего значения, охотники тоджинцы широ ко используют верхового оленя на охоте. Собиратель уделял внимание и предме там народного искусства. Здесь особое ме сто занимают изделия, выполненные из камня — агальматолита, дерева, коры, ме талла. Это традиционное искусство сейчас получило широкое развитие. Среди резчиков по камню и дереву теперь есть заслужен ные народные мастера. Коллекции Кона включают 2300 предме тов из жизни тувинского и хакасского наро дов и дают пространное представление об их материальной и духовной культуре в отдаленные от нас времена. В сентябре 1904 года закончилась много летняя ссылка Кона и он вернулся в род ную Польшу. П. И. КАРАЛЬКИН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2