Сибирские огни, 1967, № 5

тетом и служебным положением, устраивал многим ссыльным. Первая поездка Кона в Туву продолжа­ лась с 22 февраля по 23 марта 1902 года. Собранные материалы, в особенности этно­ графические коллекции, на редкость разно­ образны и весьма богаты по содержанию. Они отражают буквально все стороны жизни народа: земледелие, с применением примитивных оросительных сооружений, ко­ чевое скотоводство и оленеводство (в Тод- же), охоту и рыболовство. Словом, в кол­ лекциях Кона представлен весь комплекс материальной и духовной культуры тувин­ ского народа. Собирая фактический и вещевой мате­ риал, Кон обращал внимание на социальную структуру тогдашнего тувинского общества, на верования и суеверные пережитки. Две большие коллекции состоят из предметов ламаизма и шаманства. Ламаизм, как раз­ новидность буддизма, был тогда самым тяжким бременем в тувинском обществе. Коллекция под номером 488 состоит из орудий пыток и наказания. Здесь известный «шагай» — кожаная плоская многослойная колотушка для нанесения ударов по щекам во время дознания, различные палки — «манзы», ножные и ручные кандалы, де­ ревянные колодки. Большое место в коллекциях занимают предметы жилища, домашней утвари, экспо­ наты, связанные с уходом за молочным скотом. Здесь деревянные подойники с раз­ ным орнаментом, разновидность намордни­ ков для телят, ошейники и волосяные ве­ ревки «джеле» «челе», для привязывания телят во время доения коров и другое. Имеются лекарства для скота в виде кусоч­ ков алебастра, красной глины и прочее. К орудиям земледелия относится соха типа «андазын», деревянные и металличес­ кие лопатки для прочистки оросительных каналов, веяния хлеба, серп в виде ножа, «озук» — копалка для добывания съедобных клубней сараны, кандыка, пиона и др. К редким предметам собирания корней отно­ сится женская плетеная сумка из сухо­ жильных ниток, подвязываемая к спине во время копания сараны. Употребление диких растений, особенно в районах Байтайги, Тоджн, Кара-Коля, мы наблюдали и в 1950-е годы. Коллекция «Орудия передвижения и их принадлежности» состоит из подлинных предметов и моделей. К ним относятся мо­ дель лодки «Онгача» из двух спаренных ло­ дочек, в носовой части которой вырезана голова лошади; типы праздничных, вьюч­ ных, мужских, женских и детских седел, среди них имеются седла для лошади, верб­ люда, быка, оленя. В районе Тувы — Тоджи и в наши дни оленеводство не утратило своего значения, охотники тоджинцы широ­ ко используют верхового оленя на охоте. Собиратель уделял внимание и предме­ там народного искусства. Здесь особое ме­ сто занимают изделия, выполненные из камня — агальматолита, дерева, коры, ме­ талла. Это традиционное искусство сейчас получило широкое развитие. Среди резчиков по камню и дереву теперь есть заслужен­ ные народные мастера. Коллекции Кона включают 2300 предме­ тов из жизни тувинского и хакасского наро­ дов и дают пространное представление об их материальной и духовной культуре в отдаленные от нас времена. В сентябре 1904 года закончилась много­ летняя ссылка Кона и он вернулся в род­ ную Польшу. П. И. КАРАЛЬКИН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2