Сибирские огни, 1967, № 5

торый сразу доказал свою жизнеспособ­ ность. И сомневающиеся остались посрамлен­ ными, а советская наука выиграла. Многие приехавшие ученые выросли до исследова­ телей высшей квалификации, стали акаде­ миками и членами-корреспондентами. Вче­ рашние студенты защитили кандидатские и докторские диссертации, возглавили отделы и лаборатории. Теперь в составе Сибирско­ го отделения трудятся 18 академиков, 43 члена-корреспондента, 154 доктора и 1600 кандидатов наук. Экономический эффект от внедрения разработок сотрудников отделе­ ния в практику народного хозяйства уже сейчас значительно превышает расходы, связанные со строительством научного цен­ тра в Сибири. Один из основных принципов, положен­ ных в основу научных работ сибирских ученых,— комплексность исследований. Из­ вестно, что чаще всего самые интересные, самые глубокие и самые результативные ис­ следования возникают на стыках разных наук. Именно поэтому в составе Сибирского отделения соседствуют математика, химия, механика, биология, геология, кибернетика, физика, экономика, автоматика и другие науки. Именно поэтому над многими про­ блемами сибирские ученые трудятся сов­ местно. Химики совместно с математиками мо­ делируют сложнейшие химические процессы. Физики и биологи исследуют жизнь клетки. Экономисты и кибернетики изучают про­ цессы, протекающие в производстве, и вы­ рабатывают соответствующие рекомендации. Интересно отметить, что даже абстракт­ ные, как считалось раньше, отрасли науки, такие, как алгебра, математическая логика и т. д., оказались способными к решению чисто прикладных задач, к активной помо­ щи практике. А помощь эта уже приносит свои плоды. Академические институты свя­ заны более чем с 300 крупными предприя­ тиями. Сотрудники Сибирского отделения изу­ чают проблемы, стоящие перед народ­ ным хозяйством, и ставят специальные экс­ перименты, направленные на решение кон­ кретных задач заводов. Особо остановился М. А. Лаврентьев на проблеме привлечения кадров, их подготов­ ке и приобщении к исследовательской рабо­ те. Фантасты считают, что в будущем об­ ществе приобретение знаний будет происхо­ дить особым облегченным путем. Сейчас человек вынужден тратить немало молодых лет для того, чтобы приобрести сведения об окружающем его мире, о событиях и изме­ нениях, происходящих в нем. В самом деле. Сначала — десять или одиннадцать лет в школе. Потом пять или шесть лет в вузе. Затем несколько лет ухо­ дит на специализацию в той или иной об­ ласти науки. И так, глядишь, пока человек освоится в своей отрасли знаний, в своей теме, пока проявит способности — уже и годы ушли безвозвратно, я не так много осталось цветущего возраста... Как же ускорить эту работу, уменьшить подготовительный период в жизни будуще­ го ученого, как помочь выявиться его та­ ланту? Фантасты предлагают много форм, в том числе глотание таблеток, в которых особым хитрым способом заключена вековая муд­ рость поколений. А ученые из Сибирского отделения — люди, хотя и с богатой фантазией, но при­ выкшие к строгости формул, к категорич­ ности доказанных истин. Поэтому разговор о сокращении процесса вхождения моло­ дости в науку приобрел здесь совершенно конкретные формы. «Нет ученых без учени­ ков» — этот лозунг стал законом жизни нового научного центра. Надо искать таланты еще в школе. По­ могать юным талантам открыть себя долж­ ны массовые соревнования, олимпиады. Вообще говоря, такая форма школьных тур­ ниров известна была задолго до существо­ вания Сибирского отделения. Но она обыч­ но проводилась в масштабах района, горо­ да, макоимум — области. Предпринимать же поиск талантов на такой огромной тер­ ритории первыми решились сибиряки. Олимпиады стали традицией, они прово­ дятся ежегодно. Первый тур — заочно, вто­ рые два — очно. Третий, заключительный тур проводится в академгородке, где школьники отдыхают, слушают лекции ве­ дущих ученых, совершают экскурсии по институтам. Победители третьего тура стано вятся кандидатами в физико-математиче­ скую школу, организованную при Новоси бирском университете. Здесь они учатся по измененным программам, в которых значи­ тельно усилены физика, математика биология. Остальные предметы они прохо­ дят в обычном объеме. Вся атмосфера школы направлена на то, чтобы вызвать интерес к науке, чтобы на­ учить самостоятельно мыслить. Здесь пре­ подают видные ученые Сибирского отделе­ ния, занятия кружков проходят в институ­ тах. Выпускники физматшколы — «фымыша- та», как они себя называют,— продолжают учебу в университете. Новосибирский университет — высшее учебное заведение необычного типа. Начать хотя бы с того, что двадцать научно-иссле­ довательских институтов Сибирского отде­ ления, находящихся буквально рядом, со­ здают совершенно уникальные условия для перестройки традиционных форм преподава­ ния. Такое соседство позволило подчинить все университетское преподавание главной цели: воспитывать в студентах навыки са­ мостоятельной работы. Сотни будущих исследователей, начиная с третьих курсов, проходят практику в л а бораториях и отделах академгородковскил институтов. По учебным планам студенты вплотную работают здесь несколько меся цев. В институтах же читаются и многие 130

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2