Сибирские огни, 1967, № 5
торый сразу доказал свою жизнеспособ ность. И сомневающиеся остались посрамлен ными, а советская наука выиграла. Многие приехавшие ученые выросли до исследова телей высшей квалификации, стали акаде миками и членами-корреспондентами. Вче рашние студенты защитили кандидатские и докторские диссертации, возглавили отделы и лаборатории. Теперь в составе Сибирско го отделения трудятся 18 академиков, 43 члена-корреспондента, 154 доктора и 1600 кандидатов наук. Экономический эффект от внедрения разработок сотрудников отделе ния в практику народного хозяйства уже сейчас значительно превышает расходы, связанные со строительством научного цен тра в Сибири. Один из основных принципов, положен ных в основу научных работ сибирских ученых,— комплексность исследований. Из вестно, что чаще всего самые интересные, самые глубокие и самые результативные ис следования возникают на стыках разных наук. Именно поэтому в составе Сибирского отделения соседствуют математика, химия, механика, биология, геология, кибернетика, физика, экономика, автоматика и другие науки. Именно поэтому над многими про блемами сибирские ученые трудятся сов местно. Химики совместно с математиками мо делируют сложнейшие химические процессы. Физики и биологи исследуют жизнь клетки. Экономисты и кибернетики изучают про цессы, протекающие в производстве, и вы рабатывают соответствующие рекомендации. Интересно отметить, что даже абстракт ные, как считалось раньше, отрасли науки, такие, как алгебра, математическая логика и т. д., оказались способными к решению чисто прикладных задач, к активной помо щи практике. А помощь эта уже приносит свои плоды. Академические институты свя заны более чем с 300 крупными предприя тиями. Сотрудники Сибирского отделения изу чают проблемы, стоящие перед народ ным хозяйством, и ставят специальные экс перименты, направленные на решение кон кретных задач заводов. Особо остановился М. А. Лаврентьев на проблеме привлечения кадров, их подготов ке и приобщении к исследовательской рабо те. Фантасты считают, что в будущем об ществе приобретение знаний будет происхо дить особым облегченным путем. Сейчас человек вынужден тратить немало молодых лет для того, чтобы приобрести сведения об окружающем его мире, о событиях и изме нениях, происходящих в нем. В самом деле. Сначала — десять или одиннадцать лет в школе. Потом пять или шесть лет в вузе. Затем несколько лет ухо дит на специализацию в той или иной об ласти науки. И так, глядишь, пока человек освоится в своей отрасли знаний, в своей теме, пока проявит способности — уже и годы ушли безвозвратно, я не так много осталось цветущего возраста... Как же ускорить эту работу, уменьшить подготовительный период в жизни будуще го ученого, как помочь выявиться его та ланту? Фантасты предлагают много форм, в том числе глотание таблеток, в которых особым хитрым способом заключена вековая муд рость поколений. А ученые из Сибирского отделения — люди, хотя и с богатой фантазией, но при выкшие к строгости формул, к категорич ности доказанных истин. Поэтому разговор о сокращении процесса вхождения моло дости в науку приобрел здесь совершенно конкретные формы. «Нет ученых без учени ков» — этот лозунг стал законом жизни нового научного центра. Надо искать таланты еще в школе. По могать юным талантам открыть себя долж ны массовые соревнования, олимпиады. Вообще говоря, такая форма школьных тур ниров известна была задолго до существо вания Сибирского отделения. Но она обыч но проводилась в масштабах района, горо да, макоимум — области. Предпринимать же поиск талантов на такой огромной тер ритории первыми решились сибиряки. Олимпиады стали традицией, они прово дятся ежегодно. Первый тур — заочно, вто рые два — очно. Третий, заключительный тур проводится в академгородке, где школьники отдыхают, слушают лекции ве дущих ученых, совершают экскурсии по институтам. Победители третьего тура стано вятся кандидатами в физико-математиче скую школу, организованную при Новоси бирском университете. Здесь они учатся по измененным программам, в которых значи тельно усилены физика, математика биология. Остальные предметы они прохо дят в обычном объеме. Вся атмосфера школы направлена на то, чтобы вызвать интерес к науке, чтобы на учить самостоятельно мыслить. Здесь пре подают видные ученые Сибирского отделе ния, занятия кружков проходят в институ тах. Выпускники физматшколы — «фымыша- та», как они себя называют,— продолжают учебу в университете. Новосибирский университет — высшее учебное заведение необычного типа. Начать хотя бы с того, что двадцать научно-иссле довательских институтов Сибирского отде ления, находящихся буквально рядом, со здают совершенно уникальные условия для перестройки традиционных форм преподава ния. Такое соседство позволило подчинить все университетское преподавание главной цели: воспитывать в студентах навыки са мостоятельной работы. Сотни будущих исследователей, начиная с третьих курсов, проходят практику в л а бораториях и отделах академгородковскил институтов. По учебным планам студенты вплотную работают здесь несколько меся цев. В институтах же читаются и многие 130
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2