Сибирские огни, 1967, № 4

лионы брошюр патриотического содер­ жания. Как-то особенно ярко предстает перед читателем противоречивая натура Сытина в главе «Последняя симфония Ивана Ве­ ликого», повествующая о визите издателя к М. И. Калинину с просьбой дозволить в последний раз в «пасхальную ночь на­ чать в Москве звон с Ивана Великого?» Ясное понимание неизбежного ухода в прошлое всего, что связано с церковным звоном, и искренняя любовь к старине, к тому, с чем слита была вся жизнь, ужи­ вались в одном человеке. И в этом —дра­ матизм самобытной и сильной личности, корнями своими приросшей к уходящему. Таких страниц, где факт становится до­ стоянием искусства, в повести «Русский са­ мородок» немало. Однако в книге К. Кони- чева есть и недостатки. Не всегда автору удается наделить факт способностью дальнодействия. А ведь факт в документальной прозе ценен не сам по себе, он приобретает эту ценность лишь тогда, когда обретает живую силу обобще­ ния. Если эта сила не реализуется, доку- ментализм перерастает в буквализм. И тог­ да писатель утрачивает веру в способность раскрытия характеров своих героев, воссоз­ дания подлинной обстановки, в которой они действуют, обычными художественными средствами. Именно так случается с К. Ко- ничевым, когда он заставляет своего героя изъясняться цитатами из его автобиографи­ ческих заметок. Вроде бы убедительнее должна звучать в этом случае речь героя: ведь она слово в слово перенесена в худо­ жественное произведение из документа, а происходит как раз обратное: достоверность утрачивается. Казалось бы, в произведении докумен­ тального жанра не так уж сложно соблю­ сти историческую достоверность: ведь в основе каждого эпизода —■либо документ, либо факт, имевший место в действительно­ сти. И, тем не менее, с задачей этой спра­ виться нелегко. Не всегда удается это и автору «Русского самородка». Один лишь пример. В лавку Шарапова приходит Лев Тол­ стой, речь заходит о книге, которая нужна народу. «А читатель растет,— говорит Тол­ стой,— ах, как растет, обгоняет, уже обо­ гнал рост книжных изданий. А что дальше будет, господа, могу судить я по нашей Тульской губернии. Если до отмены крепо­ стничества в деревнях Тульской губернии было только одиннадцать школ, то спустя три года, благодаря уставу, дозволяющему открывать частные и общественные школы, их стало тысяча сто двенадцать!..» (стр. 55). Для современного человека здесь не­ сколько необычна конструкция предложе­ ний, попадается одно-два малоупотребляе- мых ныне слова, но зато как хорошо заметны читателю сугубо сегодняшние обо­ роты речи, а точнее говоря — штампы. Вряд ли при чтении таких модернизирован­ ных страниц могут возникнуть нужные ас­ социации, которые помогли бы перенестись мысленно в конец XIX века. Впрочем такого рода |досадные промахи и недоработки встречаются в повести К. Коничева довольно редко, однако гово­ рить о них следует в полный голос, ибо свойственны они в той или иной степени многим произведениям художественно-до­ кументального жанра, столь полюбившегося советскому читателю в последние годы. Е в г. П е т р я е в . ЗАПИСКИ СТАРОЖИЛА Н едавно Бурятское книжное из­ дательство выпустило очень живо и непринужденно написанные воспоминания о. Верхнеудинске 70—80-х годов прошлого века1 Автор книжки —Михаил Владимиро­ вич Та,некий, талантливый врач, несколько десятилетий лечивший забайкальцев. Он умер в октябре 1962 года, всего две недели не дожив до 93 лет. Имя его пользовалось широкой известностью. Почти всю свою долгую жизнь он отдал, родному Верхнеудинску. На его глазах этот уездный город, не насчитывавший и четырех тысяч жителей, превратился в сто­ лицу Бурятии Улан-Удэ с двухсоттысячным населением. Несмотря на очень почтенный возраст, М. В. Танский до последних дней жизни много читал, вел деятельную пере­ писку, занимался литературной работой. Среди оставленных им рукописей много рассказов о случаях из врачебной практи­ ки, есть повести, стихотворения и даже два романа («Золото ростовщика» и «Во власти денег»). Герой их — сыщик Холодов напо­ минает Шерлока Холмса «на русской поч­ ве» Автор не придавал романам художест­ венного значения, но вид рукописей, как мне привелось заметить, свидетельствовал об успехе этих произведений у читателей. В большом очерке «Кое о чем из моей жизни» М. В. Танский рассказывал о гим­ назических и студенческих годах (он окон­ чил естественный и медицинский факульте­ ты Казанского университета), о загранич­ ных путешествиях, о многих встречах и знакомствах. В доме М. В. Танского быва­ ли приезжавшие в Верхнеудинск ученые, художники и артисты (среди них Маргер- Марецкая, В. Касторский, еще юный Д. Шо- ста„^оич и др.). Высокообразованный медик, библиофил, знаток музыки и живописи, настоящий кладезь сведений о Забайкалье, о старой 1 М. В. Т а н е к и й. Странички нз прошлого Улан-Удэ. Бурят, кн. изд., 1966. 184

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2