Сибирские огни, 1967, № 4
Э. Ш и к ЖИЗНЬ ДЛЯ КНИГИ Н а склоне своей жизни крупнейший русский издатель конца XIX и нача ла XX века И. Д Сытин принес в Госиздат рукопись, о которой Д. Фурманов заметил: «Как это все интересно, хоть роман пиши...» Издание записок этих тогда, в 1922 году, так и не состоялось. Не написал, кажет ся, никто до последнего времени и романа об’ «удивительном капиталисте». Лишь в прошлом году появилась повесть о Сытине.1 Аннотация, открывающая книгу, так ре комендует ее: «Повесть о нем (Сытине) — не обычное жизнеописание, а произведение в известной степени художественное (подч. мною.— Э. Ш.), с допущением авторского домысла, вытекающего из фактов, имев ших место в жизни персонажей повество вания, из исторической обстановки». Право же, это «в известной степени» способно оттолкнуть даже бывалого чита теля. Очень жаль, если такое произойдет, ибо в таком случае он пройдет мимо доб ротно сделанного рассказа о человеке, вся жизнь которого, по словам А. Куприна, «блестящее доказательство того, какая громадная сила — здоровый русский ум». Слова эти взяты из книги, целиком посвя щенной Сытину.2 Из нее можно бы выпи сать много слов благодарности М. Горького, А. Чехова, Н. Телешова, Д. Ма.мина-Сиби- ряка и других писателей, высоко ценивших талант известного предпринимателя. Не обычный том этот включает в себя и записки Сытина, предложенные им ког да-то Госиздату. Трудно, пожалуй, найти для этого издания и лучшее название — «Жизнь для книги». Интересен и своеобразен жизненный путь Сытина: в 1866 году сын деревенско го писаря, не имея еще полных 14 лет, пришел в Москву и получил место «учеб ника для всех надобностей» в небольшой книжной лавке. В 1916 году товарищество «И. Д. Сытин и К°» давало стране свыше 25% всей печатной продукции России. Крупнейший изидатель России был свя зан узами дружбы с передовыми людьми своего времени — Л. Толстым, М. Горьким, А. Чеховым и многими другими, влияние ко торых, несомненно, сказалось на характе ре деятельности Сытина, давшего русскому читателю такие капитальные справочные издания, как «Военная энциклопедия», «Детская энциклопедия», многотомные из 1 Константин К о н и ч е в. Русский самородок. Повесть о Сытине. Лениздат, 1966. ! Жизнь для книги. М., Политиздат, 1962. дания по истории, географии, популярную серию — «Библиотека для самообразова ния», собрания сочинений русских клас сиков. 1917 год. Сытинское дело стало обще народным достоянием. Однако энергия предпринимателя не была еще исчерпана. Сытин пришел к главе Советского госу дарства: «Все, что добыто от народа, ему и принадлежит, дайте только и мне ка кую-либо работу, я еще могу». И он, дей ствительно, многое успел сделать, нахо дясь на передовых рубежах издательских дел молодого советского государства, за что позднее правительственным постанов лением ему была назначена персональная пенсия. К. Коничев — не новичок в художествен но-документальном жанре, он автор не скольких книг о деятелях русского искус ства. Трудно переоценить познавательную ценность и последней его повести. Ведь, кроме скромных биографических справок и самых скудных характеристик деятель ности Сытина в специальных учебных по собиях по истории печатания и распро странения книги в России да прекрасно изданной в 1962 году уже упоминавшейся автобиографии самого издателя, мы по су ществу ничего не имеем об этом народном просветителе. Произведение К. Коничева восполняет этот пробел. Оно ценно тем еще, что удовлетворяет жгучую потреб ность читателя знать подлинные факты. Иначе говоря, «Русский самородок» нельзя отнести к тому роду документаль ной прозы, о которой шутливо говорят, что в ней «выведены вымышленные персо -1 нажи под фамилиями действительно су ществующих людей». («Вопросы литера туры», 1966, № 9, стр. 5). Центральный герой повести пользуется всеми авторскими симпатиями. Многими документами и размышлениями героя под тверждается мысль о том, что ни один из датель, работавший в те времена, не был так близок народу, как Сытин. Это и по могло ему принять революцию: «Если боль шевики за просвещение народа, то и я с ними — коммунар!..» Однако это не меша ет автору говорить о противоречивости и классовой ограниченности своего героя. Сытина затронул, к примеру, роман М. Горь кого «Мать», особенно понятен ему был крик души Рыбина, жаждавшего сочине ний беспокойных, способных разбудить че ловека, «посадить ему под череп ежа колю чего» Но в годы реакции Сытин наводняет рынок литературой о загробной жиз ни, о кончине мира, о святых мощах, успо каивая себя тем, что «все равно ведь кни ги о «преподобном» независимо от него могут издать другие, и в первую очередь Синод. Зачем же лишаться дохода, коль он сам в руки лезет?..» То же самое и по тем же соображениям повторилось в 1914 году, когда с первых же дней империалистической войны с печат ных машин Сытина полетели в народ мил 183
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2