Сибирские огни, 1967, № 4

КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ Ю л и й М о с т к о в СЛ0130 НЕ ДЛЯ РИФМЫ Е сть в сборнике Ильи Фонякова «Нача­ ло тревоги»* стихотворение «Мысль»— о том, как долго и напряженно идет че­ ловек к истине. Но, когда поиск почти за­ вершен, кто-то другой достигает цели бы­ стрее. Казалось бы, самое естественное в таком случае чувство — досада. Но по­ эт делает другой вывод: Обидно? Но если по чести Признаться —нет чувства светлей: Выходит, что мыслил я вместе С нелегкой эпохой своей. И снова я, снова и снова Тревожусь, ищу, нахожу... И, может быть, нужное слово Когда-нибудь первым скажу! Стихотворение «Мысль», как мне пред­ ставляется, очень точно выражает взгляды И. Фонякова на поэзию, на ее задачи, на место поэта в рабочем строю. И это — не просто декларация, а глубокое убеж­ дение автора. Подтверждение тому — весь сборник «Начало тревоги». В него вошли стихи разных лет, и всем им присуще то общее, что определяется личностью поэта. И прежде всего —ощущение нашего вре­ мени. «Высокое напряжение эпохи» прояв­ ляется не в каком-то главном признаке— да и есть ли такой признак? — а во мно­ жестве примет, характерных для наших дней. Герои поэта — наши современники не только потому, что они живут в те же го­ ды, что и мы, но и по своему мировосприя­ тию, по своему отношению к жизни. Поэт не скрывает своего восхищения ими: «Мои товарищи — это люди, которые многое в жизни могут». Широта интересов, хоро- ' Илья Ф о н я к о в. Начало тревоги, Новоси бирск, Зап.-Сиб, кн, изд. шая жадность к жизни, любовь к делу, ко­ торому они себя посвятили,— вот что под­ черкивает И. Фоняко'В в облике своих ге­ роев, сознающих цену своим рукам, сво­ ему уму. Созидатели, они «презирают тех, кто ничего не может». В стихотворении «Товарищи» поэт прямо говорит о том, что о.н считает главным в людях: Работники, творцы, единоверцы, Я всюду вас найду и отличу, И пусть не все на свете нам по сердцу, Но все, в конечном счете, по плечу. В каждом стихотворении И. Фонякова чувствуется личность поэта. Не послед­ нюю роль играет здесь человеческая «ин- тересность» автора, богатство его впечат­ лений, умение разбудить мысли и чувства читающего. Ошибется тот. кто усмотрит в этом желание лирического героя показать­ ся умным. Известно, что в любви и в искус­ стве нельзя притворяться —фальшь обяза­ тельно заявит о себе. Нельзя притворяться умным и добрым, великодушным и сердеч­ ным, на самом деле не будучи таковым. Вера в человека, в благородство его души, убежденность в его всесилии, столь характерные для И. Фонякова, должны бы, казалось, привести автора к романтиче­ скому «возвышению» действительности. Между тем, поэт всегда остается «буднич­ ным», котурны ему чужды. Он умеет на­ ходить «золото поэзии» в повседневном, дар «оживить» предметы (помните, у С. Маршака —«Все то, чего коснется че­ ловек, приобретает нечто человечье») — сильная сторона И. Фонякова. Только зор­ кость художника и тепло человеческого сердца могли подсказать строфу: И мне родней, чем «Волги» профиль гордый, Чем блики нитролаковых боков. Глазастые, задумчивые морды Усталых пожилых грузовиков. Только глубокая любовь к Родине, только ощущение нераздельности отчей земли, ее близких и дальних краев, позво­ лили найти удивительно емкий, трепе! ный образ, завершающий стихотворение «Где- то на севере». Я приведу все восемь строк — 178

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2