Сибирские огни, 1967, № 4
женный Виктор на обратном пути говорит учительнице, что «никогда и никто из нас не забудет друг друга. Не забудет и по хода, где, может быть, впервые проверя лась и по-настоящему крепла наша друж ба». Возможно, поход и запомнили, как помнится решительно все, что происходит с человеком на заре юности. Но, конечно, никакого коллектива и никакой дружбы в таком походе создаться и окрепнуть не могло. И опять видится мне в появлении этой повести нетребовательность автора и из дателей, их совместное неуважение к чи тателям, которым предназначено это скуч нейшее и путанное чтиво. VI Искусство разговора с маленьким чи тателем, подростком или юношей состоит, между прочим, и в том, чтобы постоянно пробуждать и поддерживать в читателе интерес к действительности, к ее новым, еще не освоенным сторонам, хорошее лю бопытство к людям, к жизни. У Льва Толстого в одном из рассказов описано, как мужику было обещано ров но столько земли, сколько он сможет обе жать от восхода до заката солнца. Му жик пожадничал, не рассчитал сил и, не замкнув круга, умер. Толстой написал эту притчу в осуждение жадности. Но мне ви дится в ней и другой смысл. Человек при ходит в мир, чтобы вместить его в себя, насколько позволят талант и силы. Внача ле он непременно подобен толстовскому мужику: он «обегает» свою землю, не ста вя себе никаких пределов. Он по-хороше му ненасытен и задает тысячи вопросов. Литература способна отвечать на одни вопросы и пробуждать новые. Но она спо собна и ограничивать любопытство чело века, замедлять его бег. Иные, удовлетво рившись крохотным наделом, даже его перестают обрабатывать, отчего душа че ловека становится сухой, бесплодной и как бы зарастает чертополохом. Другой обегает свою землю всю жизнь, пока не подкосит его смерть. Скучные, серые, неталантливые и не правдивые книги гасят интерес человека к жизни, к новому. Хорошие — этот интерес разжигают. Тимофей Белозеров в книге «Веселки, -считалки, загадки...» обращается к ма лышу: Эй, смотрите все, глядите! Я — великий повелитель! Двух проворных храбрецов. Двух веселых мудрецов! Ими я повелеваю. Их трудиться Заставляю! В этой загадке, а может, и отгадке,— ведь тут больше радости узнавания, от крытия, чем вопросов,—не все гладко по форме. Стихи несколько неслажены, коря вы. Но они не похожи на много раз читан ное. Даже для взрослого. А для ребенка они звучат открытием. Вот и другое стихотвооение — «Свер- лышко». Наверное, не одна тонна бумаги исписана проклятиями уменьшительным словам — этим символам слезливого уми ления и сюсюканья. А тут целое стихотво рение построено на уменьшительных су ществительных: — Отчего, как стеклышко. Ты сияешь, сверлышко? Было ржавым. Стало новым. Что ты сделало такого? — Ничего плохого: Десять дырок В чурбаке И мозольку на руке! Но из этого стихотворения, как из хо рошей песни, слова не выкинешь И стек л ы ш к о , и с в ер л ы ш к о , и м о з о л ь к а имеют свои оправдания. На отличном рисунке Э. Гороховского бутуз действительно дер жит в руках сверлышко — как раз по его росту. И на руке, еще сохранившей мла денческую перетяжку, у него, конечно, не мозоль, а м о зо л ь к а . И выражение есть в русском языке — сиять не как стекло, а именно как ст еклыш ко. Но самое главное, что это словоупотребление оправдано два жды. Прямой смысл стиха, как наконеч ник сверла, упирается в ту же точку, что и возникающий в сознании читателя смысл второй, переносный: труд красит, облагораживает. Пусть даже и неодушев ленный предмет — сверлышко — но и он приобретает качества, вызывающие вос торг и удивление. Подлинным открытием для ребят (осо бенно дошкольников) будут книжки Гав риила Левинзона. Уже «Носы марсиан» представили ребятам автора веселого, ин тересного, а главное — своеобразного. Все рассказы Г. Левинзона («Телефонная ис тория», «Живая вода», «Игорешкина иг ра», «Носы марсиан» и вошедшие в книж ку «Как я стал силачом» (Западно-Сибир ское издательство, 1966) рассказы «Бара бан», «Как я стал силачом» и «Как мы с Валеркой хотели поменяться мамами») откровенно дидактичны. Мораль их, как правило, предельно проста и не нова. На пример, в рассказе «Как я стал силачом» вся суть в призыве пить молоко. Но ес ли бы надо было написать рекламу мо лочных продуктов, лучшей рекламы, чем рассказ Г. Левинзона, придумать почти невозможно. В рассказе нет ни одной неправдопо добной или даже малоправдоподобной де тали. И тем не менее он фантастичен. Ге рой, который всю жизнь был очень сла беньким, стал пить молоко и всех поборол. Если думать отдельно над каждой его победой, можно увидеть, что одни дались ему случайно, другие были подстроены. Но все вместе производят такое внуши тельное впечатление, что даже отказ ге роя забросить огромный камень на дру 176
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2