Сибирские огни, 1967, № 4
робьев написал «всем мальчишкам и дев чонкам нашего двора»: «...простите меня, старого дурака. Свою ошибку я понял и глубоко пережил. И вот теперь, раскаи ваясь, честно и прямо говорю всем: за^- блуждаться больше не буду... с пьянкой покончено!..» Вроде бы не фантастическая это по весть и даже не сатирическая. Но пяти классник Юрка Пузырек горько плачет, узнав о полете Гагарина: оказывается, Юрка хогел полететь в космос первым. Некий шофер Иван Гагаркин в две мину ты убеждает религиозную старушку, что бога нет, и старушка с ним соглашается. Чудеса, а вернее, нелепости следуют одна за другой. И аннотация издательства к книге, и автор рекомендуют Юрку Пу зырька с наилучшей стороны. «А что, за хочу и пятерки буду получать. Я —такой. Мне только захотеть. Чего не докумекал — докумекаю»,—бахвалится сам Юрка. И эта самодовольная болтовня хорошо согласуется с грубостью, нравственной дремучестью Юрки, который чуть что обе щает друзьям морду набекрень свернуть, но менее всего вяжется с попыткой писа теля предстазить Юрку в качестве поло жительного геооя. Герои повести В. Куклина «Костры по ходные» (Алтайское издательство, 1965) — десятиклассники. Но их слова и поступки лишены логики, слабо согласуются с их возрастом, с той нравственной характери стикой, какую дает им автор. Двое влюб ленных проводят ночь, дежуря на веранде турбазы на берегу Телецкого озера. Не очень понятно, почему при ночлеге в по мещении, да еще на турбазе, следует ли шать двух людей отдыха ,и заставлять их бодрствовать. Но примем этот факт и по смотрим, как автор описывает поведение влюбленных. « — Гляди, Витя! Гляди!- - неожидан но вскрикнула Люда.— Звездочка легит, падает. Но звездочка не упала. Описывая мед ленно полукруг лад притихшими горами, она уходила на восток. — Да это же спутник, Витька. Наш спутник! —и рука Люды кпеько сжала ле жавшую на перилах руку Виктора». Тут бы автору самое время дать ре марку о том. как проснулись ребята от Людиного восторженного крика и как про реагировали на поведение дежурных, при званных беоечь их сон. Но автор уже от влекся от реальной обстановки. Как и его персонажи, он витает в эмпиреях, наслаж даясь красотой собственного голоса: «Не знакомое чувство волной захлестнуло Виктора от этого прикосновения. Он долго ощущал пожатие, хотя оно длилось ка кую-то долю секунды. Он не убиоал руки с перил в надежде, что вот-вот Люда сно ва опустит на нее свою руку» Какая возвышенная красота слога! Случись сведи читателей повести героиня «Клопа» Эльзевира Ренесанс, она бы не пременно воскликнула на своем француз ско-нижегородском наречии: «Ах, это так шарман!» Особенно, дочитай она повесть- до следующего места: «Чувство это было незнакомо ему, непонятно, но бесконечно прекрасно. В одном он был уверен — ска жи ему Люда: «Виктор, прыгни с балко на» —и он выполнил бы без промедления эту просьбу». УвьГ Высокие чувства оказались без надежно опошленными. Опошлил их дру гой персонаж повести —Сашка. Он сказал ребятам, будто сам видел, как Виктор и Люда, «кажется.. поцеловались». Конечно, надо быть кретином, чтобы, перейдя в де сятый класс средней школы, видеть в по целуе сверстников некое чепе. Конечно, рассказывать на людях с идиотскими смешками и ужимками, кто с кем целует ся,— пошлость и пущая глупость. Вряд ли кто осудит Виктора, который подошел к Сашке и хлобыстнул его по лицу мокрым полотенцем. За умственную недостаточ ность, правда, не бьют. Но за пошлость бить надо. Однако, Виктор, по повести, ударил Сашку не за пошлость, а за вранье про поцелуй. Ведь поцелуя-то не было! Он для Виктора ничуть не меньшее чепе, не жели для Сашки. «А больше ты ничего не мог придумать?»—спросил Виктор и тог да — ударил. Вот, оказывается, в чем дело. Люду заподозрили в преступлении. А Виктор вступился за ее честь. Ребята так и поня ли. «Неожиданно для всех горячо всту пился за Люду Петька. — Я же ее знаю,— торопливо говорил он, волнуясь и краснея.—Она же хоро шая. Она так не будет, а ты про нее... да я бы на месте Виктора еще не так...» Теперь уже приходится сомневаться в умственной полноценности Петьки. Счи тать, что если девушка поцелуется с пар нем, который ей нравится, то она чуть ли не пала нравственно, может либо дурак, либо неисправимый ханжа. Мы ждем, ка кова же будет реакция ребят на Петьки- ну глупость. И она незамедлительно еле- дует. Петьку поддерживает Толя: «Если ты товарищ Виктору,— обращается он к Сашке,— так ты извинись перед ним и впредь не плети небылиц». А остальные — промолчали. Промолчал и автор, заставив читателя думать, будто он тоже согласен с Петькой Язык повести унылый, с однообразной, как мертвая зыбь на море, интонацией. Эпизоды, как правило, незначительны, ха рактеры противоречивы и неинтересны. Автор заурядно описал заурядную тури стическую прогулку, которую трудно даже назвать походом. В поход этот ребята по шли, че имея элементарных понятий о ту ризме. Как оказалось, не имела их и руко водитель похода, учительница Александра Ивановна. И вышло так, что автор под видом романтики походной жизни описал обыкновеннейшею неорганизованность, не компетентность и расхлябанность. Востор 175
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2