Сибирские огни, 1967, № 4

робьев написал «всем мальчишкам и дев­ чонкам нашего двора»: «...простите меня, старого дурака. Свою ошибку я понял и глубоко пережил. И вот теперь, раскаи­ ваясь, честно и прямо говорю всем: за^- блуждаться больше не буду... с пьянкой покончено!..» Вроде бы не фантастическая это по­ весть и даже не сатирическая. Но пяти­ классник Юрка Пузырек горько плачет, узнав о полете Гагарина: оказывается, Юрка хогел полететь в космос первым. Некий шофер Иван Гагаркин в две мину­ ты убеждает религиозную старушку, что бога нет, и старушка с ним соглашается. Чудеса, а вернее, нелепости следуют одна за другой. И аннотация издательства к книге, и автор рекомендуют Юрку Пу­ зырька с наилучшей стороны. «А что, за­ хочу и пятерки буду получать. Я —такой. Мне только захотеть. Чего не докумекал — докумекаю»,—бахвалится сам Юрка. И эта самодовольная болтовня хорошо согласуется с грубостью, нравственной дремучестью Юрки, который чуть что обе­ щает друзьям морду набекрень свернуть, но менее всего вяжется с попыткой писа­ теля предстазить Юрку в качестве поло­ жительного геооя. Герои повести В. Куклина «Костры по­ ходные» (Алтайское издательство, 1965) — десятиклассники. Но их слова и поступки лишены логики, слабо согласуются с их возрастом, с той нравственной характери­ стикой, какую дает им автор. Двое влюб­ ленных проводят ночь, дежуря на веранде турбазы на берегу Телецкого озера. Не очень понятно, почему при ночлеге в по­ мещении, да еще на турбазе, следует ли­ шать двух людей отдыха ,и заставлять их бодрствовать. Но примем этот факт и по­ смотрим, как автор описывает поведение влюбленных. « — Гляди, Витя! Гляди!- - неожидан­ но вскрикнула Люда.— Звездочка легит, падает. Но звездочка не упала. Описывая мед­ ленно полукруг лад притихшими горами, она уходила на восток. — Да это же спутник, Витька. Наш спутник! —и рука Люды кпеько сжала ле­ жавшую на перилах руку Виктора». Тут бы автору самое время дать ре­ марку о том. как проснулись ребята от Людиного восторженного крика и как про­ реагировали на поведение дежурных, при­ званных беоечь их сон. Но автор уже от­ влекся от реальной обстановки. Как и его персонажи, он витает в эмпиреях, наслаж­ даясь красотой собственного голоса: «Не­ знакомое чувство волной захлестнуло Виктора от этого прикосновения. Он долго ощущал пожатие, хотя оно длилось ка­ кую-то долю секунды. Он не убиоал руки с перил в надежде, что вот-вот Люда сно­ ва опустит на нее свою руку» Какая возвышенная красота слога! Случись сведи читателей повести героиня «Клопа» Эльзевира Ренесанс, она бы не­ пременно воскликнула на своем француз­ ско-нижегородском наречии: «Ах, это так шарман!» Особенно, дочитай она повесть- до следующего места: «Чувство это было незнакомо ему, непонятно, но бесконечно прекрасно. В одном он был уверен — ска­ жи ему Люда: «Виктор, прыгни с балко­ на» —и он выполнил бы без промедления эту просьбу». УвьГ Высокие чувства оказались без­ надежно опошленными. Опошлил их дру­ гой персонаж повести —Сашка. Он сказал ребятам, будто сам видел, как Виктор и Люда, «кажется.. поцеловались». Конечно, надо быть кретином, чтобы, перейдя в де­ сятый класс средней школы, видеть в по­ целуе сверстников некое чепе. Конечно, рассказывать на людях с идиотскими смешками и ужимками, кто с кем целует­ ся,— пошлость и пущая глупость. Вряд ли кто осудит Виктора, который подошел к Сашке и хлобыстнул его по лицу мокрым полотенцем. За умственную недостаточ­ ность, правда, не бьют. Но за пошлость бить надо. Однако, Виктор, по повести, ударил Сашку не за пошлость, а за вранье про поцелуй. Ведь поцелуя-то не было! Он для Виктора ничуть не меньшее чепе, не­ жели для Сашки. «А больше ты ничего не мог придумать?»—спросил Виктор и тог­ да — ударил. Вот, оказывается, в чем дело. Люду заподозрили в преступлении. А Виктор вступился за ее честь. Ребята так и поня­ ли. «Неожиданно для всех горячо всту­ пился за Люду Петька. — Я же ее знаю,— торопливо говорил он, волнуясь и краснея.—Она же хоро­ шая. Она так не будет, а ты про нее... да я бы на месте Виктора еще не так...» Теперь уже приходится сомневаться в умственной полноценности Петьки. Счи­ тать, что если девушка поцелуется с пар­ нем, который ей нравится, то она чуть ли не пала нравственно, может либо дурак, либо неисправимый ханжа. Мы ждем, ка­ кова же будет реакция ребят на Петьки- ну глупость. И она незамедлительно еле- дует. Петьку поддерживает Толя: «Если ты товарищ Виктору,— обращается он к Сашке,— так ты извинись перед ним и впредь не плети небылиц». А остальные — промолчали. Промолчал и автор, заставив читателя думать, будто он тоже согласен с Петькой Язык повести унылый, с однообразной, как мертвая зыбь на море, интонацией. Эпизоды, как правило, незначительны, ха­ рактеры противоречивы и неинтересны. Автор заурядно описал заурядную тури­ стическую прогулку, которую трудно даже назвать походом. В поход этот ребята по­ шли, че имея элементарных понятий о ту­ ризме. Как оказалось, не имела их и руко­ водитель похода, учительница Александра Ивановна. И вышло так, что автор под видом романтики походной жизни описал обыкновеннейшею неорганизованность, не­ компетентность и расхлябанность. Востор­ 175

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2