Сибирские огни, 1967, № 4
ского отношения на действия ребят, вы званные реальными драматическими собы тиями, трудно считать целесообразным. Долгое время у нас бытовал термин «детский авангардизм». Сначала он обо значал действительно отрицательное явле ние. В некоторых книгах 20-х, начала 30-х годов юные герои учили рабочих и кресть ян, как надо работать, выполнять пром финплан и т. п. Но позднее под «детским авангардизмом» стали понимать всякую самостоятельную деятельность ребят. Бо ясь обовинения в проповеди авангардизма, писатели стали отходить даже от тради ций канонизированного Тимура. Ребячьи команды в книгах стали создаваться обя зательно под руководством педагогов, пионервожатых, общественных организа ций. Если ребята и проявляли какую-то свою инициативу в общеполезных делах, то и ей немедленно придавались офици альные и узаконенные формы. Литература обязана воспитывать в юных читателях чувство ответственности перед обществом, уважение к старшим, понимание значительности их дел Но это должно не мешать, а напротив, помогать воспитанию у ребят самостоятельности, чувства собственного достоинства, ини циативности. Без этого немыслимо разви тие подлинно коммунистических граждан ских качеств. В этом еще раз убеждаешься, читая повесть В. Липатова «Операция «Икс два нуля» (Восточно-Сибирское издательство, 1965 г.). Неудача, постигшая талантливого писателя, в высшей степени поучительна. В. Липатова мы знаем как автора остросовременных произведений о молоде жи, поднимающих большие и злободнев ные нравственные проблемы. Естественно было бы ожидать, что, обратившись к творчеству для детей, писатель сохранит сильнейшие стороны своего дарования — вовлечет и юного читателя в круг волну ющих его вопросов о моральном облике растущего поколения. Этого, однако, не произошло. Похоже, писатель рассудил так, что раз для ребят, то надо прежде всего, чтобы была игра. И вот главный герой Илюшка Матафонов придумывает такую «игру»: «...если я теперь не д’Артаньян и не Соко линый Глаз, то у меня должны быть не иг рушечные враги, а настоящие. А кто мой настоящий враг? Ленька Пискунов. Вот и получается, что мы должны воевать с Ленькой Пискуновым и его дружками». Казалось бы, все верно. Ленька Пи скунов и его дружки — компания тунеяд цев. хулиганов и воришек. Тимуровцы про тивопоставили себя шайке Квакина. Здесь тоже «игра» непосредственно смыкалась с жизнью, могла иметь для ребят самые глубокие и далеко идущие последствия. Можно бы и не ставить писателю в упрек, что он ограничил поле изображения од ной лишь детективной операцией Матафо- нова и его друзей по разоблачению Пи скунова, ограбившего продуктовый ларек. Но ведь и сама «операция «Икс два нуля» оказалась не более чем никому не нужной игрой. Все, чего достигли ребята, парал лельно и с гораздо большим успехом сде лала милиция. Она даже знала о действи ях ребят и стремилась их по возможности предупредить. В конце книги милиционер бранит ребят: «Их бы надо выдрать, сняв штаны... Ишь, взяли моду работать без милиции! Сами все, сами... Единоличники, черти полосатые!» Шутливость этой тирады не снимает обидности положения, в котором оказыва ются пипатовские шерлокхолмсы. Илюшка Матафонов, например, совершенно искрен не расстроен: «Вечно эти взрослые в наши дела мешаются! Ну, вот ничего не дадут довести до конца... Эх!» Так детективная повесть оказалась па родией на детектив. Если Л. Квин только «страхует» своих героев, относясь к их пе реживаниям и поиску с полной мерой ува жения и серьезности, то у В. Липатова по лучилось так, что игра в жизнь, задуман ная Илюшкой Матафоновым, требующая уже не игрового, а настоящего мужества, принципиальности, силы воли и других хо роших качеств, потерпела полное фиаско. Понятно, что читатель повести равно не разделит ни точку зрения лейтенанта ми лиций, ни взгляд на происшедшее, выска занный Матафоновым. Разумеется, что драть ребят за противодействие воровской шайке столь же неразумно, как и требо вать передачи им функций милиции. Выхо дит, что единственный урок, который мож но извлечь из повести, состоит в напраши вающейся сентенции: поперед батьки в пекло не лезь. Хотел того писатель или нет, но добрый порыв Илюхи и его друзей оказался высмеянным. Подвело недоста точно серьезное отношение «взрослого» автора к литературе для ребят. V Сколь скромные воспитательные зада чи ни ставил бы перед собой автор дет ской и юношеской книги, он не имеет пра ва забывать, что литература во всех слу чаях остается искусством слова и должна быть воспитателем хорошего вкуса, чув ства языка и понимания прекрасного. Интересная по познавательному мате риалу, детективная повесть Н. Шагурина «Тайна декабриста» (Красноярское изда тельство, 1965), на мой взгляд, сильно ис порчена штампами, взятыми как бы на прокат из самых скверных, ремесленных приключенческих книг. Особенно это ка сается портретов героев — работников уго ловного розыска. Вот «лейтенант Черно бровин, очень светлый блондин. Высокий, полный, осанистый...» Вот его начальник, полковник Максимов — «всегда чисто вы бритый, в безупречно отутюженном ките ле, всегда ровный, сдержанно-приветли- 173
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2