Сибирские огни, 1967, № 4

ского отношения на действия ребят, вы­ званные реальными драматическими собы­ тиями, трудно считать целесообразным. Долгое время у нас бытовал термин «детский авангардизм». Сначала он обо­ значал действительно отрицательное явле­ ние. В некоторых книгах 20-х, начала 30-х годов юные герои учили рабочих и кресть­ ян, как надо работать, выполнять пром­ финплан и т. п. Но позднее под «детским авангардизмом» стали понимать всякую самостоятельную деятельность ребят. Бо­ ясь обовинения в проповеди авангардизма, писатели стали отходить даже от тради­ ций канонизированного Тимура. Ребячьи команды в книгах стали создаваться обя­ зательно под руководством педагогов, пионервожатых, общественных организа­ ций. Если ребята и проявляли какую-то свою инициативу в общеполезных делах, то и ей немедленно придавались офици­ альные и узаконенные формы. Литература обязана воспитывать в юных читателях чувство ответственности перед обществом, уважение к старшим, понимание значительности их дел Но это должно не мешать, а напротив, помогать воспитанию у ребят самостоятельности, чувства собственного достоинства, ини­ циативности. Без этого немыслимо разви­ тие подлинно коммунистических граждан­ ских качеств. В этом еще раз убеждаешься, читая повесть В. Липатова «Операция «Икс два нуля» (Восточно-Сибирское издательство, 1965 г.). Неудача, постигшая талантливого писателя, в высшей степени поучительна. В. Липатова мы знаем как автора остросовременных произведений о молоде­ жи, поднимающих большие и злободнев­ ные нравственные проблемы. Естественно было бы ожидать, что, обратившись к творчеству для детей, писатель сохранит сильнейшие стороны своего дарования — вовлечет и юного читателя в круг волну­ ющих его вопросов о моральном облике растущего поколения. Этого, однако, не произошло. Похоже, писатель рассудил так, что раз для ребят, то надо прежде всего, чтобы была игра. И вот главный герой Илюшка Матафонов придумывает такую «игру»: «...если я теперь не д’Артаньян и не Соко­ линый Глаз, то у меня должны быть не иг­ рушечные враги, а настоящие. А кто мой настоящий враг? Ленька Пискунов. Вот и получается, что мы должны воевать с Ленькой Пискуновым и его дружками». Казалось бы, все верно. Ленька Пи­ скунов и его дружки — компания тунеяд­ цев. хулиганов и воришек. Тимуровцы про­ тивопоставили себя шайке Квакина. Здесь тоже «игра» непосредственно смыкалась с жизнью, могла иметь для ребят самые глубокие и далеко идущие последствия. Можно бы и не ставить писателю в упрек, что он ограничил поле изображения од­ ной лишь детективной операцией Матафо- нова и его друзей по разоблачению Пи­ скунова, ограбившего продуктовый ларек. Но ведь и сама «операция «Икс два нуля» оказалась не более чем никому не нужной игрой. Все, чего достигли ребята, парал­ лельно и с гораздо большим успехом сде­ лала милиция. Она даже знала о действи­ ях ребят и стремилась их по возможности предупредить. В конце книги милиционер бранит ребят: «Их бы надо выдрать, сняв штаны... Ишь, взяли моду работать без милиции! Сами все, сами... Единоличники, черти полосатые!» Шутливость этой тирады не снимает обидности положения, в котором оказыва­ ются пипатовские шерлокхолмсы. Илюшка Матафонов, например, совершенно искрен­ не расстроен: «Вечно эти взрослые в наши дела мешаются! Ну, вот ничего не дадут довести до конца... Эх!» Так детективная повесть оказалась па­ родией на детектив. Если Л. Квин только «страхует» своих героев, относясь к их пе­ реживаниям и поиску с полной мерой ува­ жения и серьезности, то у В. Липатова по­ лучилось так, что игра в жизнь, задуман­ ная Илюшкой Матафоновым, требующая уже не игрового, а настоящего мужества, принципиальности, силы воли и других хо­ роших качеств, потерпела полное фиаско. Понятно, что читатель повести равно не разделит ни точку зрения лейтенанта ми­ лиций, ни взгляд на происшедшее, выска­ занный Матафоновым. Разумеется, что драть ребят за противодействие воровской шайке столь же неразумно, как и требо­ вать передачи им функций милиции. Выхо­ дит, что единственный урок, который мож­ но извлечь из повести, состоит в напраши­ вающейся сентенции: поперед батьки в пекло не лезь. Хотел того писатель или нет, но добрый порыв Илюхи и его друзей оказался высмеянным. Подвело недоста­ точно серьезное отношение «взрослого» автора к литературе для ребят. V Сколь скромные воспитательные зада­ чи ни ставил бы перед собой автор дет­ ской и юношеской книги, он не имеет пра­ ва забывать, что литература во всех слу­ чаях остается искусством слова и должна быть воспитателем хорошего вкуса, чув­ ства языка и понимания прекрасного. Интересная по познавательному мате­ риалу, детективная повесть Н. Шагурина «Тайна декабриста» (Красноярское изда­ тельство, 1965), на мой взгляд, сильно ис­ порчена штампами, взятыми как бы на­ прокат из самых скверных, ремесленных приключенческих книг. Особенно это ка­ сается портретов героев — работников уго­ ловного розыска. Вот «лейтенант Черно­ бровин, очень светлый блондин. Высокий, полный, осанистый...» Вот его начальник, полковник Максимов — «всегда чисто вы­ бритый, в безупречно отутюженном ките­ ле, всегда ровный, сдержанно-приветли- 173

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2