Сибирские огни, 1967, № 4
блем и характеров, какое могло бы побу дить нас к размышлению педагогического свойства, заставило бы внимательнее и серьезнее относиться к таинственному жи вому существу по имени подросток. Это книги в полном смысле слова детские — с обостренной фабульностью, с плакатной локализацией добра и зла, с заранее вы веренными ответами на основные вопросы бытия В них большая роль отводится вы мыслу автора, изобретающего самые неве роятные — в пределах правдоподобия — ситуации. Так, занимательность повести «+ 35°» зиждется на развитии одной детективной линии, связанной с открытием, пропажей и поисками золотой гривны. В «Земле му жества» таких сюжетных линий несколь ко: история появления «Везделета», поис ки ребятами залежей песка для строитель ства, помощь совхозу, поимка браконье ров. Даже в том, как обо всем этом расска зывается, преобладает игровой момент — описание самого действия, его стремитель ности, его забавных (или любопытных), с ребячьей точки зрения, сторон. Основная «фактура» жизни, то, что со ставляет живую плоть повседневности, входит в эти книжки как бы вторым пла ном, фоном, сообщающим, скорее, боль шую достоверность вымышленной фабуле, нежели имеющим самостоятельное позна вательно-исследовательское значение. Так, из повести Н. Осинина читатель узнает, что мать Никиты Зырянова долгое время не хотела ехать из города в совхоз, куда уехал на постоянную директорскую рабо ту их отец. Это конфликт жизненный; в ином случае он сам мог бы стать основой рассказа или повести. В «Земле муже ства» он не имеет той остроты, с какой, например, изложена история первоначаль ного знакомства Никиты со Шваблей и Митькиной компанией. И это не от невни мания автора к подлинным проблемам жизни, а от сознательно поставленной творческой задачи. Или вот еще пример: ребята, путешествуя по окрестностям сов хоза в поисках песка, попадают на отгон ную базу и видят, как пастух выливает в ручей весь утренний удой молока. Оказы вается, вовремя не пришла машина за молоком, запасных бидонов нет, а час обе денной дойки уже настал, коровы не мо гут терпеть, нужно освобождать тару. Ко нечно, ребята возмущаются подобной бес хозяйственностью. Они и потом еще не раз всдомнят об этом случае. Однако, ос новываясь на этом эпизоде, мы совершили бы ошибку, подумав, что повесть раскры вает перед юными читателями общую кар тину экономической жизни целинного сов хоза. Опять-таки автор не ставил перед собой подобной задачи. Эпизод с молоком нужен был ему, чтобы подчеркнуть хозяй скую жилку в юном Никите и одновремен но еще раз показать, как вреден и отвра тителен пьяница Мухортов —шофер, по вине которого и оказалось невывезенным молоко. Повести Л. Квина и И. Осинина увле кательны, и эта увлекательность не про изводит впечатления самоцельной, нарочи той, надуманной. Вымысел писателей не противоречит правде действительности, бо лее того —он служит утверждению^ высо ких нравственных принципов нашей жиз ни: коллективизма, честности, бескоры стия, мужества, заинтересованно-хозяйско го отношения к общественным делам и т. п. Но есть и в этих книгах недостаток, имеющий довольно большое распростране ние в детской литературе наших дней. Я имею в виду некоторое недоверие, что ли, к маленьким персонажам книг, выра жающееся в, так сказать, параллельном подкреплении действий ребят действиями взрослых. В романе В. Киселева «Девочка и пти- целет» описывается, как ребята, неудовле творенные следствием, сами разыскивают убийц отца одного из героев, якобы попав шего под трамвай. Но когда они уже на падают на след действительных убийц, оказывается, что органы милиции сделали это раньше, ребята же им только помеша ли. В повести «+ 35°» после ряда ошибок и неудач Толя и Сашка, при содействии студентов-археологов, находят гривну и разоблачают ее похитителей. Однако и тут они носом к носу сталкиваются с мили цией, которая сделала то же самое, толь ко на несколько минут задержалась. В «Земле мужества» Никита и Швабля сталкиваются в ночном лесу один на один с двумя взрослыми браконьерами, скла дывается острая ситуация схватки. Но, как «бог из машины», появляется лесник, арестовывающий Мухортова и бригадира. В каждом отдельном случае такой параллелизм мог иметь место. И все же, когда подобная ситуация начинает настой чиво повторяться от книги к книге, начина ешь думать: а не окажет ли это отрица тельного влияния на самих читателей? В самом деле, если во всех своих попыт ках разоблачить скрывающуюся мерзость ребята оказываются лишними, то стоит ли им вообще предпринимать в аналогичных случаях какие-то инициативные попытки? Пусть, мол, милиция и занимается этим. Ей за то деньги платят. У Л. Квина есть рассказ «Последний из шерлокхолмсов» — про то, как некий Геша, начитавшись шпионской литерату ры, заподозрил в соседе по квартире дяде Пете иностранного агента и как он его «разоблачал». Рассказ написан со свойст венным Л. Квину остроумием, пародийны ми преувеличениями и тонко наблюден ными деталями. Когда речь идет о беспоч венном, болезненно расстроенном вообра жении, ирония автора оправдана и уме стна. Над маленькими Маниловыми надо смеяться, пока они не выросли в больших Маниловых. Но вот перенесение ирониче 172
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2