Сибирские огни, 1967, № 4

ближе к ним, добрым, и тогда все нала­ дится». Но снова встает вопрос: «А что это зна­ чит — ближе к хорошим людям?» Если для «взрослой» книги достаточно одного (с точки зрения взрослого челове­ ка) ракурса изображения, то книга для де­ тей в идеале должна сочетать минимум три ракурса. Жизнь, как она видится ребенку. Та же жизнь с точки зрения взрослого, умудренного опытом и во многом забывше­ го свое собственное детство человека. И жизнь, увиденная взглядом детского пи­ сателя, равно понимающего своих и юных и великовозрастных героев. В определенном смысле каждый настоящий детский писа­ тель выступает полпредом и адвокатом взрослых в мире детей и —наоборот. Таков Г. Михасенко. Он не просто интересен взрослому чи­ тателю. Его книги хочется настоятельно рекомендовать родителям и педагогам. Потому что он умеет заставить нас войти в мир ребячьих трудностей и интересов, понять подростков как бы «изнутри», уви­ деть подоплеку того, что мы обычно ква­ лифицируем как проказы и проступки. Но что, может быть, особенно важно, Г. Ми­ хасенко точно так же умеет заставить подростка посмотреть на себя со стороны и лучше понять мотивы поведения взрос­ лых людей. В «Неугомонных бездельниках» идет не­ прерывное познание героями друг друга и связанная с этим переоценка ценностей. Целомудренно и вместе с тем без ханже­ ства описано первое чувство Вовки к со­ седке по дому —Тамаре. И правдиво, без натяжек, показано, как неумолимо гаснет это прекрасное чувство по мере все боль­ шего узнавания героем предмета своей любви, как вытесняется оно новым чув­ ством к девочке из соседнего двора —Ма­ рийке. Потом ребята убедятся, что и са­ мые плохие, с их точки зрения, взрослые, вроде Ширминой, не совсем уж пропащие, в каждом живет что-то такое, что дает ему право на внимание других, и надо только помочь этому хорошему развить­ ся, стать в человеке главным, не заглох­ нуть. Хотя в повести Г. Михасенко есть эле­ менты приключенческого жанра и герои ее вступают в нешутейную драку с компа­ нией хулигана и воришки Скрипы, бо­ рются за своего товарища Юрку, попав­ шего в эту дурную компанию, совеюшают некоторые таинственные мероприятия, вроде возвращения на склад украденных камер,— вовсе не героическое, таинствен­ ное и необыкновенное является главным для писателя. Дядя Федя, очень уважае­ мый ребятами человек, выговаривает им за то, что они мало думают, не умеют по- настоящему задумываться. «Если хотите, это даже подвиг —думать»,— творит он. Ребятам особенно неприятно в Юрке «пре­ небрежение к чужим словам, мыслям и поступкам». Мы частенько учим ребят по­ вторять горьковскую фразу о том, что в жизни всегда есть место подвигам. Но так как под подвигом подразумевается нечто из ряда вон выходящее, фраза теряет свой смысл, становится тем, что так нена­ видел Горький,— красивой словесной пус­ тышкой. Герои Г. Михасенко не разобла­ чают преступников или агента иностран­ ной державы, не бросаются в прорубь или в горящее здание, чтобы спасти погибаю­ щего и затем скромно исчезнуть в общей суматохе. Они даже не останавливают по­ ездов, которым грозит крушение. Более того, когда на реке начинает тонуть Люсь­ ка, Вовка зовет на помощь взрослых, вме­ сто того, чтобы немедленно спасать дев­ чонку самому. В повести Г. Михасенко происходит все именно так, как и происходит в таком вот обыкновенном дворе с обыкновенными ребятами и взрослыми, когда двор этот не потрясают могучие землетрясения и не опустошают цунами. Ребята и без стихий­ ных бедствий начинают постепенно нахо­ дить занятия, приносящие им радость, мо­ ральное удовлетворение. Оказалось, что если научиться думать и быть вниматель­ ным к окружающему, то и в самой про­ заической повседневности жизнь окажет­ ся увлекательной, насыщенной и полезной. Ребята починили лестницы, чтобы спод­ ручней было лазить на крышу дома, а их —похвалили. Они привыкли, что вся­ кая их затея встречается взрослыми в штыки, а эта неожиданно понравилась. Они еще не поняли, что прежде они вы­ ступали в глазах взрослых как разруши­ тели, теперь же стали созидателями. Им- то всегда казалось, будто для себя они только создают. Но реакция взрослых вы­ звала у них не испытанное прежде чув­ ство удовлетворения. И вот они стали ис­ кать, чего бы еще такое сделать, что бы всем понравилось. Пусть эти дела обыкновенны и даже банальны — уборка двора, концерт само­ деятельности, забота о малышах, строи­ тельство спортплощадки. Автор. мне думается, и не ставит главной задачей — давать читателям рецепты полезного вре­ мяпрепровождения. Важна попытка у в л еч ь читателя тем, что обычно не принято счи­ тать увлекательным. И во многом ему это удалось благодаря правдивости изобра­ жения, благодаря тому, что всему изобра­ женному безоговорочно веришь. IV Несколько иной характер имеют пове­ сти «+35°» Л. Квина и «Земля мужества» Н. Осинина. Адрес их строго определен­ ный —ребята, ровесники тех подростков, которые являются героями повестей. Взрослому эти книги могут представиться просто заьятным чтением несколько об­ легченного характера Здесь мы не встре­ тим того углубленного исследования про­ 171

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2