Сибирские огни, 1967, № 4
ближе к ним, добрым, и тогда все нала дится». Но снова встает вопрос: «А что это зна чит — ближе к хорошим людям?» Если для «взрослой» книги достаточно одного (с точки зрения взрослого челове ка) ракурса изображения, то книга для де тей в идеале должна сочетать минимум три ракурса. Жизнь, как она видится ребенку. Та же жизнь с точки зрения взрослого, умудренного опытом и во многом забывше го свое собственное детство человека. И жизнь, увиденная взглядом детского пи сателя, равно понимающего своих и юных и великовозрастных героев. В определенном смысле каждый настоящий детский писа тель выступает полпредом и адвокатом взрослых в мире детей и —наоборот. Таков Г. Михасенко. Он не просто интересен взрослому чи тателю. Его книги хочется настоятельно рекомендовать родителям и педагогам. Потому что он умеет заставить нас войти в мир ребячьих трудностей и интересов, понять подростков как бы «изнутри», уви деть подоплеку того, что мы обычно ква лифицируем как проказы и проступки. Но что, может быть, особенно важно, Г. Ми хасенко точно так же умеет заставить подростка посмотреть на себя со стороны и лучше понять мотивы поведения взрос лых людей. В «Неугомонных бездельниках» идет не прерывное познание героями друг друга и связанная с этим переоценка ценностей. Целомудренно и вместе с тем без ханже ства описано первое чувство Вовки к со седке по дому —Тамаре. И правдиво, без натяжек, показано, как неумолимо гаснет это прекрасное чувство по мере все боль шего узнавания героем предмета своей любви, как вытесняется оно новым чув ством к девочке из соседнего двора —Ма рийке. Потом ребята убедятся, что и са мые плохие, с их точки зрения, взрослые, вроде Ширминой, не совсем уж пропащие, в каждом живет что-то такое, что дает ему право на внимание других, и надо только помочь этому хорошему развить ся, стать в человеке главным, не заглох нуть. Хотя в повести Г. Михасенко есть эле менты приключенческого жанра и герои ее вступают в нешутейную драку с компа нией хулигана и воришки Скрипы, бо рются за своего товарища Юрку, попав шего в эту дурную компанию, совеюшают некоторые таинственные мероприятия, вроде возвращения на склад украденных камер,— вовсе не героическое, таинствен ное и необыкновенное является главным для писателя. Дядя Федя, очень уважае мый ребятами человек, выговаривает им за то, что они мало думают, не умеют по- настоящему задумываться. «Если хотите, это даже подвиг —думать»,— творит он. Ребятам особенно неприятно в Юрке «пре небрежение к чужим словам, мыслям и поступкам». Мы частенько учим ребят по вторять горьковскую фразу о том, что в жизни всегда есть место подвигам. Но так как под подвигом подразумевается нечто из ряда вон выходящее, фраза теряет свой смысл, становится тем, что так нена видел Горький,— красивой словесной пус тышкой. Герои Г. Михасенко не разобла чают преступников или агента иностран ной державы, не бросаются в прорубь или в горящее здание, чтобы спасти погибаю щего и затем скромно исчезнуть в общей суматохе. Они даже не останавливают по ездов, которым грозит крушение. Более того, когда на реке начинает тонуть Люсь ка, Вовка зовет на помощь взрослых, вме сто того, чтобы немедленно спасать дев чонку самому. В повести Г. Михасенко происходит все именно так, как и происходит в таком вот обыкновенном дворе с обыкновенными ребятами и взрослыми, когда двор этот не потрясают могучие землетрясения и не опустошают цунами. Ребята и без стихий ных бедствий начинают постепенно нахо дить занятия, приносящие им радость, мо ральное удовлетворение. Оказалось, что если научиться думать и быть вниматель ным к окружающему, то и в самой про заической повседневности жизнь окажет ся увлекательной, насыщенной и полезной. Ребята починили лестницы, чтобы спод ручней было лазить на крышу дома, а их —похвалили. Они привыкли, что вся кая их затея встречается взрослыми в штыки, а эта неожиданно понравилась. Они еще не поняли, что прежде они вы ступали в глазах взрослых как разруши тели, теперь же стали созидателями. Им- то всегда казалось, будто для себя они только создают. Но реакция взрослых вы звала у них не испытанное прежде чув ство удовлетворения. И вот они стали ис кать, чего бы еще такое сделать, что бы всем понравилось. Пусть эти дела обыкновенны и даже банальны — уборка двора, концерт само деятельности, забота о малышах, строи тельство спортплощадки. Автор. мне думается, и не ставит главной задачей — давать читателям рецепты полезного вре мяпрепровождения. Важна попытка у в л еч ь читателя тем, что обычно не принято счи тать увлекательным. И во многом ему это удалось благодаря правдивости изобра жения, благодаря тому, что всему изобра женному безоговорочно веришь. IV Несколько иной характер имеют пове сти «+35°» Л. Квина и «Земля мужества» Н. Осинина. Адрес их строго определен ный —ребята, ровесники тех подростков, которые являются героями повестей. Взрослому эти книги могут представиться просто заьятным чтением несколько об легченного характера Здесь мы не встре тим того углубленного исследования про 171
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2