Сибирские огни, 1967, № 4
дебность «мехколонцев» Сережкино стрем ление к миру, какая ответственность лежит на взрослых, легкомысленно отмахиваю щихся от ребячьих проблем. Однако, «Се режка —Антоновский ветеран» не относит ся к числу удач автора. Несмотря на срав нительно небольшой объем, повесть кажется скучноватой и растянутой. В ней отсутству ет одно из необходимейших качеств дет ской книги —- занимательность. Талантливый писатель написал книгу, фактически ли шенную адреса. Как книге о детях для взрослых, повести явно не хватает глуби ны и серьезности социального и психологи ческого анализа. Как книга для детей, о.на не учитывает возрастные особенности чи тателя. Действие развивается вяло, дости гая напряженности только в двух случа ях — когда Сережку ловит и задерживает в магазине Дерибаска и когда Сережка не смог выступить на митинге — разволновал ся. Одна за другой следуют стенографиче ские записи разговоров, между ними вкрап- ливается суховатый авторский коммента рий. «Между прочим, ребята, обратите вни мание,— говорил Славка.— Вы только за думайтесь, ребята! Взгляните вот,— он ука зал рукой на Сережку.— Это же, как гово рится, наболевший вопрос сам пожаловал сегодня к нам в комитет...» Это далеко не самая скучная из реплик. А вот образец авторской речи: «Он шел по неглубокой, выложенной битым кирпичом канаве, кото рая тянулась рядом с бетонкой. По бетонке то и дело проносились машины. С треском разрывали воздух тяжелые МАЗы, шурша шинами., ползли длинные, похожие на боль ших жуков, цементовозы, грохоча и под скакивая, катились высокие машины, на груженные огромными металлическими тру бами». Вдобавок ко всему чувствуется в ав торской интонации, когда говорит он о де тях, оттенок некоторой обидной для чита теля снисходительности. «Сережка выбрал ся на одну такую колею, и пошел по ней, и у каждой его ноги была теперь своя до рожка. Левая шла по левой колее, пра вая— по правой». Это — типичное для по вести— описание молчаливо предполагает, что хотя я, взрослый писатель, болею серь езными вопросами воспитания, для героя не менее важны и такие «проблемы», как упорядоченная ходьба по машинной колее. И вот результат: главное, самое важное тонет в потоке незначительного, случайно го. Авторская позиция теряет свою опре деленность. Неясным остается отношение писателя к Генке Дерибаске — вожаку «мехколонцев», умному, но, судя по тексту повести, жестокому и холодно-озлобленно му парнишке. Неясно и другое: всерьез ли верит автор, что с организацией пионер лагеря все нравственные проблемы, рож денные неустроенностью ребячьего быта, будут решены, а совет руководителя строй ки Казарцева — «лом металлический соби рать, железо» —удовлетворит тоску ребят по романтике, по ярким, увлекательным и рискованным делам? Художественные просчеты Г. Немченко становятся особенно очевидными, когда мы сравниваем его повесть с последней пове стью Г. Михасенко. Г. Михасенко, что называется, детский писатель милостью божьей. Ему не нужно специально приспосабливать свое перо для разговора с маленьким читателем. Он пи шет серьезную, выношенную вещь, и она оказывается «детской». Так написаны и «Кандаурские мальчишки», и «В союзе с Аристотелем», и «Неугомонные бездельни ки». В каждой из этих книг можно найти свои недостатки, но ни одна не оставит равнодушным ни детского, ни взрослого читателя. Живые характеры ребят и взрос лых, насыщенность действием, экспрессия в диалогах и авторских описаниях, юмор, сюжетная занимательность, даже если речь идет о самых обычных и прозаических ве щах,— все это способствует тому, что, раз открыв книжку Г. Михасенко, ее уже не оставишь непрочитанной. «Над нами на провод уселся воробей и принялся раскачиваться, делая вид, как клоун в цирке, что вот-вот свалится, а на самом деле держался крепко, словно при винченный». Это не просто образная речь писателя. Это речь детского писателя. Здесь юмор служит не ироническому похлопыва нию по плечу героя-несмышленыша, а на правлен непосредственно к читателю, с ко торым можно говорить без обижающего сюсюканья. В «Неугомонных бездельниках», как и во всех книгах Г. Михасенко, происходит процесс познания юными героями окру жающей действительности, и в первую оче редь —людей. Кажется ребятам, вот всех они знают сызмала — соседей и соседок по двору. Один хороший, другая — вредная, третьи —ни то, ни се. Порой между деть ми и взрослыми идет необъявленная, но весьма ощутимая война. Скажем, попадает волейбольный мяч в чей-то огород. И вот уже сыр-бор горит: шум, крики, скандал. «Все это гадко,—думает Володя Бар дин, герой-рассказчик.—Скверно... Просто глупо. Мы же не хотим и не делаем ни кому зла. Мы хотим, чтобы всем было хо рошо. Так какого черта нас гоняют, как зверей?.. То допросы устраивают, то со скалками бегают, то...» Вот и Славка, один из друзей Володи, тоже говорит: «А ведь для хорошей жизни нужно совсем немного —чтобы люди пони мали друг друга... А кто нас понимает? Кто хочет понять?» Героям кажется, будто виной тому ка кие-то злые таинственные обстоятельства. Иначе как понять, отчего во дворе немало хороших людей (дядя Федя, дядя Костя, тетя Маша Куликова, Бобкина), а жизнь все время сталкивает ребят с плохими —- «с тетями Шурами-парикмахершами, с Анечками, с Ширмиными». «Значит,— рас суждает Вовка,—нам надо быть просто
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2