Сибирские огни, 1967, № 4
книг нет, а исключительно с целью их специ ального выделения. Среди них: «Неугомон ные бездельники» Г. Михасенко, «Побег Сани Петушкова», «Семьдесят неизвестных» и «Незадача с задачей» Л. Квина, «Повесть о красном орленке» В. Сидорова, «Носы мар сиан» и «Как я стал силачом» Г. Левинзо- на, «Железная команда» Н. Осинина, «Капелька по капельке» М. Сергеева, «Илька приехал в Крутояр» А. Баздырева, «Синее море, белый пароход» Г. Машкина, «Сказки Шапкая» С. Тотыша, некоторые рассказы Н. Шагурина и Ю. Шпакова, этюды писателя-натуралиста И. Зыкова. Эти книги сильны именно уважением к чи тателю. В изданной на Алтае книге Виктора Си дорова «Повесть о красном орленке» (1965) есть немало недостатков. Повесть рыхловата по композиции, перегружена эпи зодами и подробностями, любопытными, но не обязательными; подчас автор, видимо, неприметно для себя сбивается с языка ху дожественной прозы на язык газетной ста тьи, лирико-публицистические отступления и пролог раздражают своей манерностью, мнимой значительностью. Не всегда удов летворительна и работа редактора книги A. Трескова. Когда читаешь, что «прицеп щица, стройная, крепко сбитая девчонка в спецовке, с запыленным лицом, на котором озорно поблескивали зеленоватые гла за...» — видишь некий условный силуэт, но не живой, запоминающийся образ. Все это так. И тем не менее издатель ство хорошо сделало, выпустив повесть B. Сидорова с грифом «50 лет Октября» довольно значительным— 115 тысяч экземп ляров —• тиражом. В. Сидоров воскрешает в своей повести героические страницы гражданской войны на Алтае —борьбу пар тизанских отрядов, руководимых Ефимом Мамонтовым, с колчаковцами. В центре по вести — образ юного партизана Артемки Карева. Автору удалось показать этот ха рактер в развитии. Классовая борьба в де ревне изображена как суровая, жестокая, но весьма эффективная школа жизни, в ко торой герой учится не только мужеству. Это школа любви и ненависти, тружениче ской солидарности, гуманизма, гражданской зрелости. Гнев и отвращение юного чита теля вызовут враги революции —весь ку лацкий выводок Филимоновых, бандит Бубнов и его шайка. Читателя потрясет героическая гибель деда Лагожи, смерть разведчика Кости, гибель засеченного ка рателями Спирьки Гусева. Писатель не избегает острых конфлик тов, неожиданных, казалось бы, поворотов действия. Обуреваемый ненавистью к бело гвардейским грабителям, жалостью к ма тери, которая умоляет не забирать послед нюю корову и поросенка, Артемка вы стрелом из пистолета убивает колчаковца. А какое-то время спустя, сам, по приказу Бубнова, сводит со двора у плачущей, чуть ли не в ногах валяющейся перед ним кре стьянки единственную телушку. Еще преж де Артемка проявит «инициативу» и выдаст кулакам скрывающегося в Гусевской бань ке партизана Костю. В. Сидоров доверяет своему читателю, он не боится, что его не поймут или поймут неправильно, в резуль тате чего Артемкин авторитет в читатель^ ских глазах упадет. Напротив, наше ува жение к Артемке тем больше, чем больнее переживает он свои невольные промахи. Изображение действительности во всей ее сложной правде никогда не бывает в ущерб идейной направленности произведе ния. Рисуя, как превращается в антина родную банду партизанский отряд Бубнова,, как закономерная в таком случае эво люция приводит Бубнова в лагерь колча ковцев, В. Сидоров помогает маленькому читателю уяснить разницу между подлин ной революционностью и анархическим бун тарством, коллективистским и индивидуа листическим сознанием, идейной убежден ностью и нравственной опустошенностью. Такие книги — героико-романтические по духу, захватывающие по самому материалу жизни, положенному в их основу,— крайне нужны. III Почти одновременно в Западно-Сибир ском и Кемеровском издательствах вышли повести «Неугомонные бездельники» Г. Ми хасенко и «Сережка — Антоновский вете ран» Г. Немченко. Обе повести продикто ваны одной и той же тревогой за души ре бят, предоставленных в значительной мере самим себе. И Г. Михасенко и Г. Немченко взяли своих героев в тот момент, когда у них меньше всего обязанностей и больше всего свободного времени,— в летние каникулы.; Не надо сидеть полдня в школе, готовить, домашние задания. Надо гулять, набирать ся сил перед новым учебным годом. Конеч но, многие ребята проводят свои каникулы в пионерских лагерях, другие — ездят с ро дителями на курорт. Но сколько остается на улицах города, села, поселка! Собира ются с утра группками, компаниями, дума- ют-гадают, чем занять день. Есть, разу меется, исконные ребячьи игры. Но ведь вечно в одни и те же игры играть не бу дешь. А колоссальная энергия ищет выхо да. Что-то надо делать. И ребята выду мывают одно, другое, третье... Герои Г. Немченко, живущие в поселке строящегося комбината, разделены на две всерьез враждующие «армии»: это де ти рабочих СУ-5, так называемые «супят- чики», и «мехколонцы», чьи отцы работают в передвижной механической колонне. Де ло у них постоянно доходит до самых на стоящих и бессмысленных в своей основе драк. Второкласснику Сережке Разводчику, доброму и немного робковатому парнишке, даже пробивают голову. Можно поприветствовать замысел авто ра — показать, как побеждает дикую враж 169
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2