Сибирские огни, 1967, № 4
к р т и л н л И ГО Р Ь мотяшов УВАЖЕНИЕ К ЧИТАТЕЛЮ (д е тс ка я литература Сибири и вопросы воспитания) Ничто так не работает на будущее, как детские книги. Парадокс детского, незакаленного в дол гом опыте жизни восприятия заключается в том, что для ребенка, для формирования его характера и мировоззрения, одна фра за отца, матери или учительницы, одна да же бесталанная книжка значит подчас боль ше, чем «Война и мир», прочитанная в зре лые годы. Мне кажется, мы не придаем этому фак ту должного значения. В противном случае мы относились бы к тому, что пишется и издается для детей, с гораздо большей от ветственностью. У нас еще, к великому сожалению, лег че выпустить плохую детскую книжку, чем такого же качества книжку для взрослых. А должно быть наоборот. Взрослый прочи тает скверную книжку и тут же ее забу дет, либо вовсе читать не станет. А ребенок прочитает и запомнит. Мы часто виним школу в том, что она плохо формирует эстетический вкус учащихся, прививает равнодушие к классическим шедеврам ис кусства. Однако никто серьезно не учиты вает колоссальных помех, создаваемых шко ле плохими детскими книгами. И метящий в служители муз графоман, и бескорыстный любитель подчас искренне уверены в полнейшей добротности своих творений только потому, что читанный ими когда-то профессиональный писатель, имя рек, писал ничуть не лучше. В самом деле, найдется ли среди умею щих читать и писать человек, который не сумел бы сочинить точно такую поэму «Ко- стя-пионер», какую написал Петр Роман- ченко (Алтайское книжное издательство, 1965 г.). Автор определенно не изводил «единого слова ради тысячи тонн словесной руды». Он складывал стихи из давно отработанных рифм и словосочетаний. Здесь и «холодный дождь», и «рассвет суров и мглист», и «по следний желтый лист», который «слетал» «с берез», и «недетски грустные глаза» юного героя, и «гулкие шаги», и целые крупноблочные конструкции: «Снегами, гро мом и листвой бежит за годом год», «Под чистым небом мирных дней...» и т. п. Каждый шаг в сторону от привычных сочетаний чреват для автора расхождением с грамматикой и здравым смыслом. «В сто ронке мальчик. Дождь и осень. Он — без пальто.» Кто? Дождь или мальчик? Кстати, упоминание осени в конце строки неизбеж но вытащило «красивую» рифму — «про синь». Пришлось П. Романченко поселить эту самую просинь в недетски грустных глазах героя. В следующем четверостишии Костя, по глаженный по головке проходящим солда том, понимает: «этот дядя, хоть мертвым, но придет назад». Сказано лихо, но эффект производится скорее комический, нежели тот, на какой мог рассчитывать автор. Зрелище шестимесячного младенца, пол зающего по полу, вызывает улыбку умиле ния. Он еще не умеет ходить, но учится. Взрослый поэт, не стоящий на ногах, не владеющий словом, попросту жалок. Когда в стихах попадаются строчки типа: «фа шист винтовку вскинул рослый» или «на фотоснимках — боя вид», становится как-то неловко за автора и за издателей, которые выставили автора перед публикой в столь беспомощном виде. Но, может быть, у поэмы «Костя-пио- нер» есть какие-то иные важные достоин ства, с лихвой искупающие отсутствие ху дожественной формы? Увы, закон единства формы и содержа ния в искусстве не выдуман критиками .и литературоведами, а отражает многовеко вую практику искусства. Возможно, факт, взятый П. Романченко за основу поэмы, и был в действительности. Но то, как он 167
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2