Сибирские огни, 1967, № 4
иенной опорой: «Вот так и ты, моя родная, сама не ведая о том, мне силу жизни при давая, живешь в стихе моем любом». Любовь неповторима — у каждого свое. Однако и ей присущи свои объективные закономерности: в любви ты именно таков, какой есть в самой своей сути, здесь всегда видней, насколько высок твой нравственный порог, насколько ты способен понять в че ловеке человека. В стихах о любви, столь важных для понимания своеобразия творче ского лица поэта, С. Данилов неизменно го ворит о сугубо личном, сокровенном, но за этим интимным живо ощущается и время и общественная, социальная определенность человеческой натуры. Читателю, каким бы ни был субъективным его взгляд на любовь, не может не импонировать страстная убеж денность поэта в том, что хрупкое чувство любви в действительности прочней и дол говечней могучих гранитов: ...Где все течет и меняется, Оказывается, не стареет, Не седеет, не умирает Одна любовь настоящая... («Моя Джульетта — якуточка») Говоря о поэзии, С. Данилов мечтает, чтобы испытание «на подлинность» смогла выдержать буквально каждая строка — будь то боевая публицистика или любов ная лирика. Он верит лишь слову, которое бы стоило труда, было бы пронизано высо ковольтной энергией правды («Стихи дру га»), Песня, если она хороша, становится необходимой многим. А что значит она в жизни самого поэта? Она — друг, она — рука помощи, она —залог любви. Так отве чает С. Данилов в стихотворении «Мои песни». Но там же о поэзии сказано: «Мои напевы — боль моя». Поэтическое слово — не всегда золотая крупинка, старательская удача, иногда это слово бывает и рваным осколком, извлеченным из раны. Поэтическую формулу «искусство и че ловек» С. Данилов понимает по-горьковски: все в человеке, все для человека. Человек нуждается в помощи искусства, и в этом главное. Помощь ему нужна не символиче ская, а такая, как краюха хлеба пополам, как рубашка с плеча. У художника, у его поэзии нет другой, более насущной цели в жизни, чем вовремя приходить на помощь людям. Искусство — не лежач камень. Оно дол жно рваться навстречу человеческим раю- стям и горестям. Активное, оно непременно найдет нужную тропу к человеческому сердцу, ибо «у каждого, кто жив, так иль иначе, но есть она — Снегурочка своя»... Убедительно сказано о такой насущности искусства в стихотворении якутского поэ та о людях, застигнутых пургой в чордо- хе — кочевом жилье. Нечего есть, нечего курить, одно остается — песня. Люди пели — ...И словно возле звенел родник. Весенней прохладой дышал алас, И будто рядом лица родных. Задумчивый свет незабытых глаз. («Песня») Так оно и бывает, когда поэзия и впрямь становится необходимой, как хлеб. Обычно говорят, что настоящие стихи — обязательно о жизни. Читая стихи Семена Данилова, лучшие из них, думаешь: поэзия — она еще и д л я жизни. В, литвинов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2