Сибирские огни, 1967, № 4

иенной опорой: «Вот так и ты, моя родная, сама не ведая о том, мне силу жизни при­ давая, живешь в стихе моем любом». Любовь неповторима — у каждого свое. Однако и ей присущи свои объективные закономерности: в любви ты именно таков, какой есть в самой своей сути, здесь всегда видней, насколько высок твой нравственный порог, насколько ты способен понять в че­ ловеке человека. В стихах о любви, столь важных для понимания своеобразия творче­ ского лица поэта, С. Данилов неизменно го­ ворит о сугубо личном, сокровенном, но за этим интимным живо ощущается и время и общественная, социальная определенность человеческой натуры. Читателю, каким бы ни был субъективным его взгляд на любовь, не может не импонировать страстная убеж­ денность поэта в том, что хрупкое чувство любви в действительности прочней и дол­ говечней могучих гранитов: ...Где все течет и меняется, Оказывается, не стареет, Не седеет, не умирает Одна любовь настоящая... («Моя Джульетта — якуточка») Говоря о поэзии, С. Данилов мечтает, чтобы испытание «на подлинность» смогла выдержать буквально каждая строка — будь то боевая публицистика или любов­ ная лирика. Он верит лишь слову, которое бы стоило труда, было бы пронизано высо­ ковольтной энергией правды («Стихи дру­ га»), Песня, если она хороша, становится необходимой многим. А что значит она в жизни самого поэта? Она — друг, она — рука помощи, она —залог любви. Так отве­ чает С. Данилов в стихотворении «Мои песни». Но там же о поэзии сказано: «Мои напевы — боль моя». Поэтическое слово — не всегда золотая крупинка, старательская удача, иногда это слово бывает и рваным осколком, извлеченным из раны. Поэтическую формулу «искусство и че­ ловек» С. Данилов понимает по-горьковски: все в человеке, все для человека. Человек нуждается в помощи искусства, и в этом главное. Помощь ему нужна не символиче­ ская, а такая, как краюха хлеба пополам, как рубашка с плеча. У художника, у его поэзии нет другой, более насущной цели в жизни, чем вовремя приходить на помощь людям. Искусство — не лежач камень. Оно дол­ жно рваться навстречу человеческим раю- стям и горестям. Активное, оно непременно найдет нужную тропу к человеческому сердцу, ибо «у каждого, кто жив, так иль иначе, но есть она — Снегурочка своя»... Убедительно сказано о такой насущности искусства в стихотворении якутского поэ­ та о людях, застигнутых пургой в чордо- хе — кочевом жилье. Нечего есть, нечего курить, одно остается — песня. Люди пели — ...И словно возле звенел родник. Весенней прохладой дышал алас, И будто рядом лица родных. Задумчивый свет незабытых глаз. («Песня») Так оно и бывает, когда поэзия и впрямь становится необходимой, как хлеб. Обычно говорят, что настоящие стихи — обязательно о жизни. Читая стихи Семена Данилова, лучшие из них, думаешь: поэзия — она еще и д л я жизни. В, литвинов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2