Сибирские огни, 1967, № 4
нлш К Л Л Е Н Д Л Р Ь БУДНИЧНОЕ БОГАТЫРСТВО К 50-летию Сем ена Данилова Семен Данилов — один из интересней ших современных якутских поэтов. В марте .1967 года ему исполнилось пятьдесят лет. Больше половины из них он посвятил поэ зии: На родном якутском языке им опубли ковано свыше десятка книг. На русском — читатели знают «Северные песни», «Зори студеного края», «Счастье орла», «Письма по пороше», «Таежный жаворонок» («Пись ма, по пороше», к слову сказать, выдержали три детгизовских издания и, кроме того, переведены на монгольский, узбекский, ла тышский, татарский и другие языки). Самая последняя книга С. Данилова на русском — «Север мой» (изд. «Художест венная литература», 1965). Это сборник Лучшего,,написанного за многие годы. Спра ведливо пишет в предисловии к книге Ми хаил Львов, хорошо знающий Якутию и творчество поэта: «Поэзия Семена Данило ва,—: я в этом убедился воочию,— является неотъемлемой частью духовной жизни якутского народа. Листая страницы биог рафии Данилова, можно легко представить вехи того большого пути, по которому про шла вся молодая советская якутская интел лигенция, порожденная и поднятая к свету Великим Октябрем». Есть у С. Данилова цикл стихов о по ездке за границу— в Грецию, Египет, Фран цию. Называется он — «Глазами якута». В этом названии есть нечто принципиаль ное для всей поэзии автора. Казалось бы, за рубежом, где и рядовой турист — пред ставитель целой державы, стих непроиз вольно становится «обобщенным», больше имеет в виду массовое, чем частное, личное. Но тут-то его нередко и подстерегает инер ция общей мысли, соблазны поверхностного философствования. С. Данилов называет цикл «Глазами якута», потому что и здесь, в заграничном далеке, хочет выступать не просто «поэти ческим представителем», но обязательно — как всегда в своих стихах — самим собой, Семеном Даниловым, сыном плотника, быв шим колхозным бригадиром, народным судьей, потом преподавателем университе та и, наконец, профессиональным литерато ром из Якутии. Поэтом, которому волны Средиземноморья невольно напоминают та буны белогривых якутских лошадей, а еги петские пирамиды возвращают мыслью к Чочур-муран, вершине над родной Леной. И еще одна характерность, отразившая ся в этом цикле. Противник верхоглядского суесловия, С. Данилов часто прибегает здесь к своеобразной «персонификации» своих живых впечатлений: пишет не об итальянцах вообще, а о маленьком Пеле, с которым успел познакомиться. Турцию он старается разглядеть через образ Назыма Хикмета, с которым не раз встречался, а современную Грецию — через дорогую ему личность Манолиса Глезоса. Так в его поэзии было не однажды: ли рик по природе, С. Данилов прибегает к стихам «портретным», обладающим отчет ливым балладным сюжетом. Когда ему трудно, когда он сталкивается с особо сложным жизненным явлением, поэт слов но обращается за подмогой к судьбе конк ретного героя, ближе всего стоящего к данному жизненному явлению. Названия иных его стихов, особенно в ранних книгах, говорят сами за себя — «Рыбаки», «Встре чайте агронома», «Строитель метро», «Про воды депутата», «Морской офицер», «Думы охотника» и т. п. Охотник и сельский фельд шер, доярка и кузнец стали героями его стихов прежде всего потому, что поэт уви дел в них черты, близкие его представлению о целом народе: жизнестойкость, нравствен ное здоровье, верность своему нелегкому, но честному делу. Тем более, что речь идет о людях, живущих и работающих в суро вых якутских краях, где цена любому че ловеку особенно отчетлива: ведь слово 31 Ю- техника в тундре порой бывает действи тельно на вес золота, а геолог, ищущий в Якутии новые кимберлитовые трубки, с пол ным основанием может утверждать, что свой глаз — алмаз. Такая реальность по- особому строго воспитывала якутскую поэ 164
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2