Сибирские огни, 1967, № 4
гвардейцы увидели один из идейных цент ров строительства социалистической куль туры, «гнездо большевизма». В этом убеж дает протокол того самого совещания, на Которое сослался губернский комиссариат, закрывая Академию.1 На совещании от крыто столкнулись позиции прогрессив ной интеллигенции и деятелей земской управы, проводивших курс контрреволю ции. Томские земцы выглядели на этом со вещании марионетками. Даже с формаль ной стороны закрытие Академии из-за от сутствия средств оказалось несостоятель ным: Академию попросту обобрали, отняв у нее 16 тыс. рублей наличных средств прежде, чем определилась ее судьба. Не трудно было видеть по ходу прений, что вопрос о существовании Академии был предрешен, а игра в «демократию» оказа лась жалкой попыткой прикрыть антиде мократический акт власти. Коллектив Академии «под занавес» дал бой гонителям передовой культуры. Зеле- невский, выступая дважды, решительно протестовал против начавшегося пресле дования. «Какое бы решение совещание не вынесло,— заявил он,— мы существовать будем». Он объявил о решении Совета НХА не покидать помещения, покуда не будет предоставлено другое. Требуя вер нуть изъятые у Академии земской управой 16 тыс. руб., Зеленевский говорил, что на них можно пока держаться, ибо «мы согласны» еще себя урезать и даже можем поголодать». В своих выступлениях он подчеркивал главный момент — необходи мость, если не материальной, то хотя бы принципиальной, поддержки Академии. С большой силой прозвучало и заявление учащегося Зырянова: «Наше отношение к Академии таково: мы даже не могли мечтать о ней, и теперь, когда она суще ствует, я, от имени учеников и как кре стьянин из дальней деревни, приехавший 1 ГАТО, ф. 1362, оп. 1, д 49, лл. 65а —65е. учиться искусству, прошу об одном, чтобы Академия существовала». Это, по сути дела, открытое одобрение деятельности Советской власти в области искусства было поддержано в смелой ре чи преподавателя С. Гомелля, выступив шего от имени Совета Академии. Гомелля прямо заявил, что давняя мечта о созда нии художественного учебного заведения сделалась достижимой лишь с установле нием Советской власти. «Нужно отдать должное большевикам,—продолжал С. Го мелля,— у них красной нитью проходит любовь к искусству. С открытием Акаде мии началась горячая дружная работа, как в среде преподавателей, так н учащихся... С падением же большевиков существова ние Академии стало совершенно нетер пимым». Гомелля поддержали прогрессивные профессора Томского университета А. А. Гвоздев, Н. А. Александров, а также из вестный деятель здравоохранения В. С. Пирусский. Однако представители земской управы поступили трусливо и двулично. Они разы грали комедию голосования, дав всему Совету Академии лишь один голсс. Подоб ная «демократия», разумеется, не была приемлемой, и совет НХА вообще отказал ся участвовать в голосовании. В итоге, по предложению управы, была принята резо люция, в которой говорилось о желатель ности иметь Академию, и излагалась просьба к губернскому комиссариату изы скать для этого средства. Но,— говорилось далее в резолюции,— если же средств нет, то Академию следует закрыть. Так Народная Художественная Акаде мия в Томске прекратила свое существо вание. Судьба разбросала ее творцов и участников. Тем не менее, этот частный эпизод в художественной летописи Октября не должен остаться неизвестным, ибо он свидетельствует о том, как наша партия и Советское государство заботились о бла ге и процветании искусства, тесно связан ного с жизнью трудового народа. I I *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2