Сибирские огни, 1967, № 4
Академии, оказался в архиве и теперь фигурировал лишь в качестве обвинитель ного материала против тех, кто был орга низатором этой «советской затеи», как на зывали Академию белогвардейцы. Отчет Зеленевского построен в форме персональных характеристик, рисующих облик энтузиастов, готовых отдать все силы и время благородному делу. Вот, к примеру, Д. И. Ильин — секре тарь НХА и одновременно секретарь худо жественного подотдела ГубОНО. «Трудо любивым муравьем» называет его автор доклада. «Я не знал, когда этот человек отдыхал,—пишет К- Зеленевский,— когда он подкреплял свой организм насущным куском хлеба. Он... неутомимо был погло щен этой для него приятной и нужной, как художнику, работой. Однако силы его па дали, и я не раз замечал резкие впадины на щеках от переутомления...». С большой симпатией характеризуется художник В. Е. Каменев — «трудолюби вый и энергичный сотрудник», который являлся хранителем галереи и библиотеки. Созданию их Каменев отдал всю свою ог ромную энергию: лично писал воззвания к художникам и населению о помощи Народной Академии, собирал книги и кар тины. «Это — «человек-динамо»,— писал о нем Зеленевский.— Прилетит, бывало, он, задыхавшийся, передаст спешно о деле и уже спешит к исполнению». Руководитель отдела скульптуры П. Г¡. Шерлаимов показан Зеленевским как «гс<- ряний защитник истинно свободного ис кусства», как «реформатор». Любовью к искусству он сумел быстро заразить и сво их учеников. Как большие энтузиасты нового дела характеризуются и другие члены этого маленького, но дружного коллектива (Н. П. Ткаченко, С. П. Гомелля, Г. И. По ляков, А. А. Ногин, Я. И Спачил). Энтузиазм руководителей Академии сразу же передался учащимся, которые, как пишет К. Зеленевский, стали «одной сплоченной скалой». Показателем общест венной зрелости коллектива Академии би ло решение Совета о создании бесплатных вечерних курсов живописи, рисования к лепки в четырех пунктах города. Препода вание на курсах предполагалось обеспечить силами учащихся. Создание Народной Художественной Академии и картинной галереи мыслилось как первый шаг в грандиозной работе по демократизации искусства, по распростра нению художественных знаний и навыков в широких массах народа. У инициаторов Академии были в этом отношении боль шие планы. О них Зеленевский писал так: «Пойдем по высшим, средним и низшим учебным заведениям; пойдем по городам, селам и деревням; пойдем по храмам, дворцам, домам и избушкам бедняка — украшать фвесками, плафонами и иной декоративной живописью, развивая эстети ческую потребность человека. Внесем но вый узор на резьбе избушки, подоконника или на расписных деревенских воротах. И храм, и дворец, и изба будут школой для нас и одновременно... создастся новый свободный стиль». Однако наступившая с временной победой контрреволюции полоса политиче ской и идеологической реакции сломала все далеко идущие планы прогрессивных художников. Белогвардейские «культур трегеры», входя в вопиющее противоречие- с декларациями о спасении культуры от «большевистских вандалов», ознаменовали свое непродолжительное правление раз громом многих культурных очагов, травлей прогрессивной интеллигенции, походом мракобесия против любых демократических начинаний. Особую ненависть вызвали те учреждения, которые были созданы в пери од Советской власти. Судьба многих из них оказалась трагической. Характерней шим примером может служить история Народной Художественной Академии в Томске. Она была закрыта. И закрыта,— это следует подчеркнуть,— не в период установления зверской диктатуры Колча ка, о которой В. И. Ленин писал, что она была хуже царской. Нет, Академия была закрыта тотчас же после контрреволюци онного переворота, когда у власти оказа лись »серы и меньшевики, считавшие себя «демократами». Деятели так называемого Томского губернского комиссариата проя вили «оперативность» в решении судьбы Академии. Свои антинародные действия они маскировали словами о принципиаль ном желании открыть в будущем высшее художественное учреждение в Сибири, не предрешая, однако, вопрос о типе этого заведения. Разумеется, это были ни к че му не обязывающие фразы. Суть же дела заключалась в коротких строчках: «... Счи тать Академию закрытой со дня переворо та, т. е. с 1-го сего июня...»1. Принимая это решение, губернский ко миссариат мотивировал его отсутствием средств и ссылался на протокол специаль ного совещания, созванного для определе ния судьбы Академии. На самом деле де нежный вопрос не был и не мог быть дей ствительной причиной закрытия Академии. Известно, какие огромные суммы белогвар дейцы тратили не только на вооруженную борьбу с Советской властью, но и на «культурные» мероприятия: издание газет* пропагандистских брошюр и т. д. В закоытии Академии немаловажную роль сыграли интересы частных собствен ников. Характерная деталь, комиссия еще решала вопрос об Академии, а она уже пс распоряжению губернского комиссариата была выселена из дома «законного вла дельца», купца Деева.1 2 Главной, разумеется, причиной закры тия Академии было то, что в ней бело 1 ГАТО ф. 1362, оп. 1, д 49, л. 65е. 2 «Рабочее знамя» —орган совета профсою зов Томска. 20 июля 1918 г. 162
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2