Сибирские огни, 1967, № 4

вопоставившему искусство производству, Канатчиков сказал: «Без общего развития, без знаний мы не поднимем производи­ тельность... Академия столь же необходи­ ма, сколь необходима фабрика, завод, низшая и средняя школа.». «Знамя революции», дав информацию о заседании пленума, подчеркивало, что и сейчас вызывает чувство восхищения «уди­ вительное проникновение в задачи и смысл прекрасного грядущего», которое продемон­ стрировали люди, казалось бы, далекие от искусства, те, кто «всю жизнь свою провел в суровой борьбе... кто еще вчера держал в своих руках меч...»1. В итоге обсуждения была утверждена смета на полное оборудование НХА в раз­ мере 682830 руб., в том числе первоначаль­ ная смета из местных средств на 1918— 1919 гг.— 92,7 тыс. руб. Вспоминая много лет спустя эти события, один из создате­ лей Академии художник Н. Г. Котов под­ черкивал, что наиболее сложным оказался финансовый вопрос. Заведующий отделом финансов губернского Совдепа А. Ф. Ива­ нов считал нужным несколько охладить пыл организаторов Академии, умерить их грандиозные планы. Однако, продолжает Н. Г. Котов, «наш энтузиазм был настоль­ ко велик, что в конце концов и он «благо­ словил» это наше дерзкое начинание».1 2 Одновременно с созданием Академии Совдеп решил в честь Октябрьской рево­ люции создать Народную Картинную Га­ лерею с художественной библиотекой. Для нее первоначально выделялось 17 тыс. рублей. Академии и Галерее передавались конфискованные Совдепом дома купцов Смирнова и Деева. Несколько позже было опубликовано постановление Томскогогуб- исполкома относительно картинной гале­ реи, в котором говорилось о реквизиции для всеобщего обозрения художественных ценностей у частных лиц (по соглашению) и у общественных организаций, ибо «высо­ кие художественные ценности, выдающие­ ся работы сибирских и иных мастеров должны принадлежать народу»3. В. Бах­ метьев в своих воспоминаниях пишет, что у богатеев было конфисковано много ори­ гинальных картин, в том числе работы Г. Гуркина «Ледоход на Катуни», «Хан Алтай», «Корона Катуни» и другие.4 Из доклада Зеленезского известно, что часть картин была куплена или получена в дар от художников К. П. Ткаченко, М. М. По­ лякова, И Я. Хазова. Владелец магазина икон Пакрушев пожертвовал свои коллек­ ции редких икон художественной работы и монет. Одновременно начался сбор книг для библиотеки, откоытие которой было намечено на 1 июня 1918 г. Весть об открытии Академии быстро разнеслась по Сибири, местные газеты 1 «Знамя революции», 21 апреля 1418 г. 2 Партийный архив Томского обкома КПСС <ПАТО), ф. 4204, оп. 4, д. 75, л 1. 3 «Знамя революции», 28 апреля 1918 г. ' ПАТО, ф. 4204, оп. 3, д. 12, л. 3. опубликовали информацию о ней, объяви­ ли о наборе учащихся.1 В праздничный день 1 мая состоялось торжественное от­ крытие первого сибирского центра высше­ го художественного образования. В честь открытия Академии специальная комиссия рассмотрела и утвердила проект памятни­ ка «Рабоче-крестьянская Октябрьская ре­ волюция», подготовленный скульптором П. П. Шерлаимовым. В тот же день со­ стоялось утверждение преподавателей. Во главе совета Академии, естественно, встал Зеленевский. Народная Художественная Академия была готова начать работу. Большой наплыв желающих заставил устроить испытания, которые длились три дня. В итоге было отобрано 48 учащихся: 37 на живописное и 9 на скульптурное отделение.2 После этого, как пишет Зеле­ невский, «работа закипела с большим рве­ нием и успехом». Помимо учебной работы, на плечи не­ большого коллектива Академии легли за­ боты по приобретению картин для галереи, по оборудованию мастерских, закупке ма­ териалов для художественного магазина. В Москву с этой целью был коман­ дирован художник Н. Котов. По его сло­ вам, работа в этом направлении шла весь­ ма успешно. Известно также, что Котов 20 мая 1918 г. докладывал о создании НХА на заседании отдела пластических искусств Комиссии по охране памятников искусства и старины Московского Совде­ па.3 Однако Котову не удалось завершить свою работу: контрреволюционный пере­ ворот отделил Сибирь от Советской Рос­ сии. Котову после этого пришлось неле­ гально перейти линию фронта, разумеется, без приобретенных картин и материалов, а затем принять участие в художественной работе другого рода: вместе с художни­ ком С. Машкевичем и скульптором В. Л я­ миным он занимался изготовлением штам­ пов и печатей для большевистского под­ полья.4 О том, как и чем жила Народная Ху­ дожественная Академия в первый месяц своего существования, мы узнаем из газет, а также из упоминавшегося >же доклада Зеленевского, написанного в середине ию­ ня 1918 г. В это время власть в Томске принадлежала уже белогвардейцам. Чув­ ствуя, как с победой контрреволюции над Академией стали сгущаться тучи, Зеленев­ ский, возможно, рассчитывал с помощью яркого доклада спасти свое детище, убедить деятелей мелкобуржуазных партий в полез­ ности Академии. Но эти надежды на «де­ мократию» оказались тщетными. Документ, полный революционного пафоса, живо и не­ посредственно .описывавший первые шаги 1 См., например. «Красноярский рабочий», 1 мая 1918 г. 2 ГАТО, *. 1362, оп. 1, д. 49, л. 65. 3 Из истории строительства советской культу­ ры. 1917-1918 гг., стр. 204-205. 4 ПАТО, ф. 4204, оп. 4. д. 75. л. 1-2. И Сибирские огни № 4 161

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2