Сибирские огни, 1967, № 4
вопоставившему искусство производству, Канатчиков сказал: «Без общего развития, без знаний мы не поднимем производи тельность... Академия столь же необходи ма, сколь необходима фабрика, завод, низшая и средняя школа.». «Знамя революции», дав информацию о заседании пленума, подчеркивало, что и сейчас вызывает чувство восхищения «уди вительное проникновение в задачи и смысл прекрасного грядущего», которое продемон стрировали люди, казалось бы, далекие от искусства, те, кто «всю жизнь свою провел в суровой борьбе... кто еще вчера держал в своих руках меч...»1. В итоге обсуждения была утверждена смета на полное оборудование НХА в раз мере 682830 руб., в том числе первоначаль ная смета из местных средств на 1918— 1919 гг.— 92,7 тыс. руб. Вспоминая много лет спустя эти события, один из создате лей Академии художник Н. Г. Котов под черкивал, что наиболее сложным оказался финансовый вопрос. Заведующий отделом финансов губернского Совдепа А. Ф. Ива нов считал нужным несколько охладить пыл организаторов Академии, умерить их грандиозные планы. Однако, продолжает Н. Г. Котов, «наш энтузиазм был настоль ко велик, что в конце концов и он «благо словил» это наше дерзкое начинание».1 2 Одновременно с созданием Академии Совдеп решил в честь Октябрьской рево люции создать Народную Картинную Га лерею с художественной библиотекой. Для нее первоначально выделялось 17 тыс. рублей. Академии и Галерее передавались конфискованные Совдепом дома купцов Смирнова и Деева. Несколько позже было опубликовано постановление Томскогогуб- исполкома относительно картинной гале реи, в котором говорилось о реквизиции для всеобщего обозрения художественных ценностей у частных лиц (по соглашению) и у общественных организаций, ибо «высо кие художественные ценности, выдающие ся работы сибирских и иных мастеров должны принадлежать народу»3. В. Бах метьев в своих воспоминаниях пишет, что у богатеев было конфисковано много ори гинальных картин, в том числе работы Г. Гуркина «Ледоход на Катуни», «Хан Алтай», «Корона Катуни» и другие.4 Из доклада Зеленезского известно, что часть картин была куплена или получена в дар от художников К. П. Ткаченко, М. М. По лякова, И Я. Хазова. Владелец магазина икон Пакрушев пожертвовал свои коллек ции редких икон художественной работы и монет. Одновременно начался сбор книг для библиотеки, откоытие которой было намечено на 1 июня 1918 г. Весть об открытии Академии быстро разнеслась по Сибири, местные газеты 1 «Знамя революции», 21 апреля 1418 г. 2 Партийный архив Томского обкома КПСС <ПАТО), ф. 4204, оп. 4, д. 75, л 1. 3 «Знамя революции», 28 апреля 1918 г. ' ПАТО, ф. 4204, оп. 3, д. 12, л. 3. опубликовали информацию о ней, объяви ли о наборе учащихся.1 В праздничный день 1 мая состоялось торжественное от крытие первого сибирского центра высше го художественного образования. В честь открытия Академии специальная комиссия рассмотрела и утвердила проект памятни ка «Рабоче-крестьянская Октябрьская ре волюция», подготовленный скульптором П. П. Шерлаимовым. В тот же день со стоялось утверждение преподавателей. Во главе совета Академии, естественно, встал Зеленевский. Народная Художественная Академия была готова начать работу. Большой наплыв желающих заставил устроить испытания, которые длились три дня. В итоге было отобрано 48 учащихся: 37 на живописное и 9 на скульптурное отделение.2 После этого, как пишет Зеле невский, «работа закипела с большим рве нием и успехом». Помимо учебной работы, на плечи не большого коллектива Академии легли за боты по приобретению картин для галереи, по оборудованию мастерских, закупке ма териалов для художественного магазина. В Москву с этой целью был коман дирован художник Н. Котов. По его сло вам, работа в этом направлении шла весь ма успешно. Известно также, что Котов 20 мая 1918 г. докладывал о создании НХА на заседании отдела пластических искусств Комиссии по охране памятников искусства и старины Московского Совде па.3 Однако Котову не удалось завершить свою работу: контрреволюционный пере ворот отделил Сибирь от Советской Рос сии. Котову после этого пришлось неле гально перейти линию фронта, разумеется, без приобретенных картин и материалов, а затем принять участие в художественной работе другого рода: вместе с художни ком С. Машкевичем и скульптором В. Л я миным он занимался изготовлением штам пов и печатей для большевистского под полья.4 О том, как и чем жила Народная Ху дожественная Академия в первый месяц своего существования, мы узнаем из газет, а также из упоминавшегося >же доклада Зеленевского, написанного в середине ию ня 1918 г. В это время власть в Томске принадлежала уже белогвардейцам. Чув ствуя, как с победой контрреволюции над Академией стали сгущаться тучи, Зеленев ский, возможно, рассчитывал с помощью яркого доклада спасти свое детище, убедить деятелей мелкобуржуазных партий в полез ности Академии. Но эти надежды на «де мократию» оказались тщетными. Документ, полный революционного пафоса, живо и не посредственно .описывавший первые шаги 1 См., например. «Красноярский рабочий», 1 мая 1918 г. 2 ГАТО, *. 1362, оп. 1, д. 49, л. 65. 3 Из истории строительства советской культу ры. 1917-1918 гг., стр. 204-205. 4 ПАТО, ф. 4204, оп. 4. д. 75. л. 1-2. И Сибирские огни № 4 161
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2