Сибирские огни, 1967, № 4
.чтобы «политиканствующие художники от бросили свое недоверие к массам и несли бы им посильные свои дары, ибо истинное призвание искусства в том, чтобы согреть сердце народа»1. К весне 1918 года общественно-полити ческое размежевание среди томских ху дожников выявилось довольно определен но. Жизнь требовала перехода к более ак тивным формам строительства новой куль туры. Пора было считать подготовитель ный период законченным. В истории соз дания Народной Художественной Акаде мии (НХА) -началась новая страница. Вполне естественно, что во главе работы по созданию Академии стал Зеленевский, назначенный к этому времени руководи телем художественного подотдела Томско го губернского отдела народного образо вания. 31 марта «Знамя революции» публи кует призыв Зеленевского открыть НХА в Томске. Организация Академии вступает в практическую фазу. Как видно из пер вого отчетного доклада Зеленевского, ока завшегося, к сожалению, и последним, а также из Положения о Народной Художе ственной Академии1 2, она мыслилась как глубоко демократическое учреждение, в котором учение и творческий труд слива лись бы в единый процесс, а учащиеся и учителя составляли бы своего рода рабо чую артель. Двери Академии открывались и для талантливых новичков, и для тех, кто уже получил художественное образо вание, но желал совершенствоваться. Ми нимальный возраст поступающих — 16 лет, образование — среднее (но не обязательно: главное — художественные способности поступающего). Срок обучения намечался от 3,5 до 5 лет. Первоначально в Акаде мии создавались три отдела: живописи с подотделом графики, скульптуры и архи тектуры. Академия должна была давать широкое образование, поэтому в число предметов вводились, наряду со специаль ными, и такие, как философия и история искусства, всеобщая история и др. При НХА создавались библиотека и Народная Художественная Галерея. В твоем докладе Зеленевский особенно подчеркивал стремление организаторов Академии к разрыву с бюрократическими традициями старой школы, желание дать простор поискам в искусстве для полного выявления каждой творческой индивиду альности. «Нас уже много раз ломали, на правляли, снова коверкали и мучили в старых школах, училищах и Академиях»,— писал он, объясняя курс на создание «сво бодных мастерских», которыми должна была стать НХА и в которых каждый ра ботающий должен быть человеком, не за раженным «гордостью или званием, звез дочкой или каким-нибудь иным чиновничь 1 «Знамя революции», 15 марта 191? г. 2 См. «Из истории строительства Советской культуры. 1917—1918 гг.». Документы и материа лы. М., 1964, стр. 204—205. им инстинктом». Академия, развивал свою мысль Зеленевский, привлечет к себе всех наиболее способных, даровитых и талант ливых для совместной работы, и в ходе этой работы «каждый сам сумеет оценить другого по мере выдающихся способно стей, и никто не сможет и не в силах (бу дет) отнять или уменьшить его даро вание»1. Решающим в истории Народной Худо жественной Академии стало 16 апреля. В этот день Пленум Томского Совдепа принял решение о создании Академии и утвердил смету на ее содержание. Прото кол, в котором кратко описано это собы тие, к счастью, сохранился2. Достаточно представить себе сложность задач по стро ительству нового общества, ставших перед коммунистами Томска, обстановку острей шей классовой борьбы и материальных нехваток, чтобы по достоинству оценить большевистскую смелость, широту и под линное понимание исторических задач про летарской диктатуры, которые проде монстрировало большинство членов Сов депа. На пленуме раздавались, казалось бы, разумные голоса о необходимости повре менить с созданием Академии — «непроиз водственного предприятия» — в столь кри тический в финансовом отношении момент. Однако эти одиночные выступления не от ражали общего настроения участников пле нума, понимавших не только профессио нальное значение открываемой Академии, но и огромный идейно-политический смысл самого мероприятия. В. М. Бахметьев, выступивший с док ладом, подчеркивал, что Советская власть намерена реорганизовать все дело народ ного просвещения, в том числе и художе ственного, сделать его доступным для «детей демократии». О привлечении к ис кусству тех, кого раньше отталкивали как якобы неспособных понять художествен ные ценности, говорил и Зеленевский. В подтверждение большой тяги трудящих ся к искусству, художник Д. И. Ильин со слался на массу запросов рабочих относи тельно открытия Академии. Член Совета В. И. Репин назвал создание Академии де лом «в высшей степени полезным», ибо сейчас нам приходится «одновременно бо роться, учиться, развиваться, поднимать производство». Наиболее полной и аргументированной была речь С. И. Канатчикова —известно го революционера, члена Коммунистиче ской партии с 1898 года. Давая отповедь противникам немедленного учреждения Академии, он предлагал отбросить утили тарную точку зрения: «Без идеологии, без стремления ввысь невозможно обойтись». Отвечая одному из членов Совдепа, проти- ‘ Об этом же говорилось в программной ста тье Зеленевского, опубликованной в газете «Зна мя революции» от 31 марта 1918 г. 2 Государственный архив Томской области (ГАТО), ф. Р—96, оп. 1, д. 16, лл, 121—123. 160
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2