Сибирские огни, 1967, № 4

.чтобы «политиканствующие художники от­ бросили свое недоверие к массам и несли бы им посильные свои дары, ибо истинное призвание искусства в том, чтобы согреть сердце народа»1. К весне 1918 года общественно-полити­ ческое размежевание среди томских ху­ дожников выявилось довольно определен­ но. Жизнь требовала перехода к более ак­ тивным формам строительства новой куль­ туры. Пора было считать подготовитель­ ный период законченным. В истории соз­ дания Народной Художественной Акаде­ мии (НХА) -началась новая страница. Вполне естественно, что во главе работы по созданию Академии стал Зеленевский, назначенный к этому времени руководи­ телем художественного подотдела Томско­ го губернского отдела народного образо­ вания. 31 марта «Знамя революции» публи­ кует призыв Зеленевского открыть НХА в Томске. Организация Академии вступает в практическую фазу. Как видно из пер­ вого отчетного доклада Зеленевского, ока­ завшегося, к сожалению, и последним, а также из Положения о Народной Художе­ ственной Академии1 2, она мыслилась как глубоко демократическое учреждение, в котором учение и творческий труд слива­ лись бы в единый процесс, а учащиеся и учителя составляли бы своего рода рабо­ чую артель. Двери Академии открывались и для талантливых новичков, и для тех, кто уже получил художественное образо­ вание, но желал совершенствоваться. Ми­ нимальный возраст поступающих — 16 лет, образование — среднее (но не обязательно: главное — художественные способности поступающего). Срок обучения намечался от 3,5 до 5 лет. Первоначально в Акаде­ мии создавались три отдела: живописи с подотделом графики, скульптуры и архи­ тектуры. Академия должна была давать широкое образование, поэтому в число предметов вводились, наряду со специаль­ ными, и такие, как философия и история искусства, всеобщая история и др. При НХА создавались библиотека и Народная Художественная Галерея. В твоем докладе Зеленевский особенно подчеркивал стремление организаторов Академии к разрыву с бюрократическими традициями старой школы, желание дать простор поискам в искусстве для полного выявления каждой творческой индивиду­ альности. «Нас уже много раз ломали, на­ правляли, снова коверкали и мучили в старых школах, училищах и Академиях»,— писал он, объясняя курс на создание «сво­ бодных мастерских», которыми должна была стать НХА и в которых каждый ра­ ботающий должен быть человеком, не за­ раженным «гордостью или званием, звез­ дочкой или каким-нибудь иным чиновничь­ 1 «Знамя революции», 15 марта 191? г. 2 См. «Из истории строительства Советской культуры. 1917—1918 гг.». Документы и материа­ лы. М., 1964, стр. 204—205. им инстинктом». Академия, развивал свою мысль Зеленевский, привлечет к себе всех наиболее способных, даровитых и талант­ ливых для совместной работы, и в ходе этой работы «каждый сам сумеет оценить другого по мере выдающихся способно­ стей, и никто не сможет и не в силах (бу­ дет) отнять или уменьшить его даро­ вание»1. Решающим в истории Народной Худо­ жественной Академии стало 16 апреля. В этот день Пленум Томского Совдепа принял решение о создании Академии и утвердил смету на ее содержание. Прото­ кол, в котором кратко описано это собы­ тие, к счастью, сохранился2. Достаточно представить себе сложность задач по стро­ ительству нового общества, ставших перед коммунистами Томска, обстановку острей­ шей классовой борьбы и материальных нехваток, чтобы по достоинству оценить большевистскую смелость, широту и под­ линное понимание исторических задач про­ летарской диктатуры, которые проде­ монстрировало большинство членов Сов­ депа. На пленуме раздавались, казалось бы, разумные голоса о необходимости повре­ менить с созданием Академии — «непроиз­ водственного предприятия» — в столь кри­ тический в финансовом отношении момент. Однако эти одиночные выступления не от­ ражали общего настроения участников пле­ нума, понимавших не только профессио­ нальное значение открываемой Академии, но и огромный идейно-политический смысл самого мероприятия. В. М. Бахметьев, выступивший с док­ ладом, подчеркивал, что Советская власть намерена реорганизовать все дело народ­ ного просвещения, в том числе и художе­ ственного, сделать его доступным для «детей демократии». О привлечении к ис­ кусству тех, кого раньше отталкивали как якобы неспособных понять художествен­ ные ценности, говорил и Зеленевский. В подтверждение большой тяги трудящих­ ся к искусству, художник Д. И. Ильин со­ слался на массу запросов рабочих относи­ тельно открытия Академии. Член Совета В. И. Репин назвал создание Академии де­ лом «в высшей степени полезным», ибо сейчас нам приходится «одновременно бо­ роться, учиться, развиваться, поднимать производство». Наиболее полной и аргументированной была речь С. И. Канатчикова —известно­ го революционера, члена Коммунистиче­ ской партии с 1898 года. Давая отповедь противникам немедленного учреждения Академии, он предлагал отбросить утили­ тарную точку зрения: «Без идеологии, без стремления ввысь невозможно обойтись». Отвечая одному из членов Совдепа, проти- ‘ Об этом же говорилось в программной ста­ тье Зеленевского, опубликованной в газете «Зна­ мя революции» от 31 марта 1918 г. 2 Государственный архив Томской области (ГАТО), ф. Р—96, оп. 1, д. 16, лл, 121—123. 160

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2